Аналитик составил рейтинг сложности треков «Формулы-1». Баку и «Сочи Автодром» – в топ-6

0

А самая трудная трасса — не в Сингапуре, не в Спа и не в Сильверстоуне.

Автодром Оскара Альфредо Гальвеса

В «Формуле-1» почти все 70 лет ее существования идет бесконечный спор среди болельщиков на тему «Какой же трек — самый сложный?». Сомнения никогда не возникали разве что насчет Монако: улочки княжества настолько узкие и ухабистые, что расписываться в простоте езды по ним со скоростью 200-250 км/ч не рискнет никто. Именно поэтому заезд по Монте-Карло чаще всего считается самым престижным, однако с оценкой других трасс  возникали проблемы: большинство остальных трасс шире и быстрее, а любые обсуждения часто сваливались в откровенную вкусовщину.

Лучшим примером подобного диспута является трек имени Жиля Вильнева в Монреале: с одной стороны, он довольно простой с точки зрения чистого пилотажа (много прямых, почти нет быстрых поворотов, мало среднескоростных виражей, которые сильно влияют на максимальную скорость при ошибках на выходах, основа трассы — только жесткие точки торможения). С другой стороны из-за пыли на асфальте и скользкого покрытия снижается сцепление, а потому в пределах трека бывает сложно удержаться (особенно в первые дни Гран-при).

Автодром имени Жиля Вильнёва

Однако теперь подобные споры могут в прошлое благодаря реддитору-аналитику The_Black_Adder_: он придумал способ выразить сложность автодромов в более-менее абсолютных цифрах — через разницу в выступлениях между напарников. Идея заключается в расчете «цены ошибки» на каждом из треков: теоретически в одинаковых машинах лучшие таланты привезут больший отрыв менее мастеровитым товарищам по команде именно на более сложных и требовательных автодромах. На простых же разрыв будет меньше, поскольку у лучших окажется меньше пространства и возможностей для демонстрации способностей.

В рамках этой идеи аналитик рассчитал разницу в квалификационных результатах между финальными попытками напарников и на каждом треке в каждом сезоне, начиная с 1994 года, и средней разницей в конкретном в конкретном сезоне (необходимо для того, чтобы учитывать внутренние перемены в «Формуле-1»: новое покрытие на треках, новый регламент и так далее; также разрывы сильно снизились по сравнению с 90-ми естественным образом). Затем общий результат для треков формировался как среднее значение полученного процента за все годы присутствия в календаре «Ф-1» за последние 25 лет.

Результаты оказались немного неожиданными.

Самым сложным треком оказался «Автодром Оскар Альфредо Гонзалес» из Буэнос-Айреса — туда Гран-при не приезжали с 1998 года. Вторым стал австралийский «Альберт-Парк», третьим — индийский трек имени Будды («Ф-1» гостила здесь с 2011 по 2013 годы). Также в список «сложных» попали сингапуржский «Марина Бэй», австрийский «Ред Булл Ринг», техасская «Трасса Америк», российский «Сочи Автодром», бельгийский «Спа-Франкоршам», испанский трек в Хересе, вечный «Сильверстоун» и городские треки в Баку и Аделаиде.

И рейтинг современных автодромов (из календаря «Ф-1» 2019 года) выглядит вот так:

1. «Альберт-Парк», Австралия

2. «Марина Бэй», Сингапур

3. «Ред Булл Ринг», Австрия

4. Городской трек Баку, Азербайджан

5. «Трасса Америк», США

6. «Сочи Автодром», Россия

Да, трассы в Монако и Венгрии внезапно оказались в числе «средних» вместе с трассами в Монреале и Хоккенхайме. С «простыми» все еще внезапнее: туда попал легендарный «Нюрбургринг», обожаемая пилотами «Сузука», храм скорости в Монце и даже бразильский «Интерлагос». Самой простой из современных трасс оказался «Поль-Рикар». К слову, в этом году на нем прошла худшая гонка сезона с минимумом борьбы и обгонов — вряд ли это совпадение.

Автодром Поль Рикар

С другой стороны, лидерство «Альберт-парка» вряд ли стоит воспринимать слишком всерьез: скорее всего, большие разницы между напарниками связаны не только с характером трассы, а с ее местом в календаре: в большинстве сезонов последних двух десятилетий чемпионат начинался именно с Австралии. Команды и гонщики приезжали в Мельбурн с новыми болидами и без адекватной информации по настройкам — в таких условиях начинать гонки на городском автодроме очень непросто.

Также важен и накат: чем больше этапов принимал автодром, тем больше появлялось данных для точного сравнения. Процентовку по одному-двум этапам лучше не воспринимать полностью всерьез.

Повлияли на результат и погодные условия: если на треке начинается дождь, то разрывы между напарниками часто увеличиваются, потому что повышается сложность пилотажа. При этом характер трассы никак не меняется.

На гандикап между пилотами напрямую влияет и длина автодрома: чем больше расстояние – тем больше вероятность невынужденной ошибки. Во многом поэтому короткие трассы в Монако, Монце и Сан-Паулу оказались ниже ожидаемого — к тому же по ним гоняются уже долгие десятилетия, и потому практически каждый пилот знает их в совершенстве. Большое расстояние прежде всего помогло городскому треку в Баку, где только один техничный сектор и очень много длинных прямых.

Конечно, из-за всех этих моментов нельзя считать исследование полностью безупречным, но оно как минимум дает интересное представление о том, где же пилотам все-таки приходится труднее всего на самом деле.

Фанаты выбрали топ-10 лучших пилотов «Формулы-1» в 2019-м. Квят обогнал победителя двух Гран-при