Последний круг Айртона Сенны

- Реклама -
- Реклама -

Последний круг Айртона Сенны

Гонка с участием Айртона Сенны была моим первым впечатлением от Формулы-1. Красно-белый болид McLaren шел впереди всех — лидерство Сенны в те времена было само собой разумеющимся. Он был фантастически быстрым гонщиком. 65 поулов на квалификациях за 10 лет выступлений в Формуле-1, 41 победа и 3 чемпионских титула — вплоть до трагической гонки на Имоле 1 мая 1994 года.

Айртон да Сильва родился в Бразилии 54 года тому назад. Как многие пилоты, он пришел в гонки через картинг. В 1983 году, выступая под девичьей фамилией своей матери, Сенна победил в британской Формуле-3. Оттуда он перешел в Формулу-1, где стал любимцем публики и преемником своего заклятого врага, трехкратного чемпиона мира Нельсона Пике. Один за другим, они создали славу бразильского автоспорта, которая не меркнет и по сей день.

Во времена Сенны гоночные трассы были узкими, болиды — быстрыми и ненадежными, а пилоты — бесстрашными. Это был самый расцвет "золотого века Формулы-1" (1980-2000), когда финансы и регламент слабо ограничивали фантазию конструкторов. Сенна застал первую турбоэру с двигателями умопомрачительной мощности, которые были рассчитаны всего на несколько быстрых квалификационных кругов по трассе. Пилотировать такой болид на узкой трассе было равнозначно подвигу. А потом, после запрета турбомоторов, появились первые электронные системы, которые помогали пилоту контролировать мощную тенику. Удивительно, но аварий с катастрофическими последствиями не было на протяжении двенадцати лет — пилоты разбивались часто, но им везло остаться в живых. Сенна отлично вписывался в это безудержное время — он пилотировал болид на грани возможного, совершал рискованные обгоны и однажды таранил Алена Проста ради чемпионского титула. Подвергая риску свою и чужие жизни, Сенна неоднократно спасал попавших с беду гонщиков — экстренные службы на трассе работали не так четко, как в наше время и жизнь пилотов зависела от их готовности помочь друг другу. Жесткий на трассе, по жизни он был мягким и обаятельным человеком. Сенна верил в Бога, жертвовал миллионы на борьбу с бедностью и завещал для этого все свое личное состояние. Его главный соперник Ален Прост, узнав про религиозность Сенны, заметил — Сенна, видимо, думает что Бог помогает ему вести машину, и поэтому пилотирует на грани безумия. Сенна и сам признавался, что его завораживает поиск пределов своих возможностей. На квалификации он мог показать нереальное даже для самого себя время, а его пилотирование в дождь считается образцом гоночной интуиции и мастерства.

Последний для Сенны год в "Макларене" был не очень удачным — после ухода Honda из Формулы-1 команда лишилась своего поставщика моторов и перешла на моторы Ford. По контракту "Макларен" получал моторы не самой высокой мощности, поскольку у Ford уже была своя титульная команда, в которой выступал молодой Михаэль Шумахер. В этом 1993 году стареющий Прост без острой борьбы получил свой четвертый чемпионский титул в "Уильямсе" и ушел из гонок. Разработкой болида там занимался очень талантливый главный конструктор Эдриан Ньюи. Оценив ситуацию, Сенна ушел из McLaren и перешел во Williams.

Автодром Имола

На первых гонках 1994 года у Williams возникли проблемы — прижим оказался низким, а клиренс — слишком маленьким, машина задевала дном кочки на трассе. На управляемости болида сказался запрет активной подвески и трекшн-контроля, с которыми Williams побеждал последние годы. Сенна выиграл все три квалификации начала сезона, но не финишировал ни в одной гонке. Перед последней злосчастной гонкой на Имоле, во время свободных заездов попал в серьезную аварию протеже Сенны в Jordan Рубенс Барикелло. Днем позже, на квалификации произошла первая трагедия — погиб молодой гонщик Simtek Роланд Ратценбергер, у которого на вираже Villeneuve при скорости более 300 км/час сломалось переднее антикрыло. Эдран Ньюи вспоминает, что за день до трагедии к нему обращались из Simtek за помощью по вопросу о креплении антикрыла. Спросите своего главного конструктора — ответил Ньюи — где он? — на праздничном ужине… После гибели Ратценбергера стало понятно, что с Формулой-1 надо что-то делать. В воскресенье Сенна собрал гонщиков и они договорились создать рабочую группу по безопасности. Но, как оказалось, времени на исправление ситуации уже не было.

В самом начале гонки три зрителя были ранены обломками столкнувшихся на старте болидов. Гонка продолжалась за машиной безопасности, после ее ухода болид Сенны ввел себя нестабильно. Машина сорвалась с трассы в скоростном повороте Tamburello и врезалась в бетонную стену. Скорость в момент удара была не самой высокой — Сенна успел сбросить ее на 100 км/ч, поэтому столкновение могло окончиться благополучно. Но отлетевший кусок подвески пробил шлем и Сенна умер на месте. Его потом отправили в госпиталь — как говорят, для того, чтобы не прерывать гонку известием от гибели пилота — и уже там объявили о кончине. Причину аварии так и не удалось выяснить, потому что болид от удара разлетелся на части. Были версии о поломке рулевой колонки, медленном проколе или недостаточном прогреве шин из-за контакта днища болида с трассой, но ни одна из них не признана окончательной.

После двойной трагедии Формулу-1 хотели запретить. Эдриан Ньюи и другие руководители Williams попали под суд, как возможные виновники аварии. Через много лет они были оправданы, т.к. не были найдены доказательства явной конструкторской ошибки. Но из рассказов Эдриана Ньюи можно понять, что он до сих пытается разобраться в причинах произошедшего, чувствуя себя ответственным за гибель обоих пилотов.

Сейчас в Формуле-1 многое изменилось. На трассе в Имоле появились дополнительные шиканы, чтобы гонщики не могли развивать высокую скорость в наиболее опасных местах. Но сейчас она, как и некоторые другие старые трассы, уже не применяется в "королевских гонках". Для Формулы-1 построены новые трассы с огромными зонами безопасности, называемые в честь их проектировщика Германа Тильке "тилькодромами". Безопасность пилотов перестала быть делом конструкторов болидов — теперь болиды должны соответствовать множеству регламентных требований, которые непрерывно ужесточаются. А перед соревнованиями гоночная техника проходят строгие краш-тесты. Налажена организация срочной медицинской помощи на трассе, каждая авария или травма становится предметом обязательного разбирательства, сопровождается высокими штрафами для виновных и дополнениями в регламенте. Гонки Формулы-1 не стали полностью безопасными — они такими и не могут быть — но пилоты больше не подвергаются неоправданному риску. Сегодня вспоминают последних гонщиков, разбившихся на "королевских гонках" 20 лет тому назад — Айртона Сенну и Роланда Ратценбергера, помянем и мы их души.

Последнее

Каким требованиям должны соответствовать шлем и комбинезон в Формуле 1?

Ужасающая авария Ромена Грожана еще раз продемонстрировала важность всех мер безопасности в Формуле 1. Например, шлем и гоночный костюм...

Реконструкция аварии Грожана на BahrainGP показала весь ужас произошедшего, не будь хало

Данная реконструкция аварии Ромэна Грожана на Гран-при Бахрена наглядно показывает весь ужас аварии, не будь хало. А ведь сам...

Нико Хюлькенберг о своих шансах попасть в Ред Булл

На сегодняшний момент Нико Хулькенберг реально имеет шанс попасть в Ред Булл. Нико признался, что ему ”очень жарко" от перспективы...

Дорнбос анализирует крушение Албона: «Полтора миллиона повреждений»

Александру Альбону снова пришлось нелегко во время второй свободной тренировки в Бахрейне. Британский таиландец на большой скорости врезался в...
- Реклама -

Риккардо возмущен «неуважительными» повторами аварии Грожана

Даниэль Риккардо говорит, что ему «противно», когда Формула 1 показывает повторы аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна во время...

Взрывная гонка Ромэна Грожана в Бахрейне

На первом круге гонки в Бехрейна произошла страшная авария. Ромэн Грожан резко повернул в сторону Даниила Квята, задел его...
- Реклама -

Вам также может понравитсяRELATED
Рекомендации для Вас

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru