Не пытается ли Берни Экклстоун вернуть Формулу 1 себе?

- Реклама -
- Реклама -

Не пытается ли Берни Экклстоун вернуть Формулу 1 себе?

Не потому ли Берни Экклстоун обрушился с жесткой критикой в адрес Формулы 1 образца 2014 года, что по обыкновению имеет на этот счет собственные тайные намерения? Дитер Ренкен разбирается в довольно интригующих политических слухах вокруг Больших Призов. (Изложенная в данной статье точка зрения является авторской. Позиция редакции может не совпадать с позицией автора).



В Формуле 1 пышным цветом цветёт культ заговоров и конспирологии: стоит только кому-то застать за беседой боссов двух (или нескольких) команд, как мгновенно возникают слухи по поводу перехода пилотов, объединения усилий в борьбе с конкурентами, попыток изменения правил с целью получения преимущества и, конечно, обсуждения путей выхода из недавней катастрофы, которая поразила Формулу 1.

В мире заговоров Больших Призов возможно все, и ни один слух нельзя считать по-настоящему никчемным. Весь вопрос только в отрезке времени, спустя который он будет подтверждён/опровергнут/отложен на будущее.

Что говорить, если в одной из предыдущих колонок автора, увидевшей свет в преддверии первого Гран При сезона, был опубликован материал, который с первого взгляда казался слишком уж фантастичным, чтобы быть правдой. Но только с первого взгляда…

Близкий к Берни Экклстоуну источник, который, по собственным словам, редко распространяет слухи, выразил уверенность в том, что знает причину, по которой промоутер Формулы 1 последнее время нещадно критикует своё детище – и прежде всего звучание новых двигателей, приглушённое работой турбонагнетателей и электрических генераторов. К слову, 83-летний британец впервые "вживую" услышал новые моторы лишь в Малайзии…

«Посмотрите на ситуацию с другой стороны, — утверждает источник. – Если вы желаете что-нибудь приобрести, вы пытаетесь всячески сбить цену, найти изъян в продукте. Я думаю, не вызывает сомнений, что Берни стремится взять спорт под свой контроль – и вы должны понимать, какого рода сделку он затеял. Его замысел в том, чтобы выкупить долю фонда CVC».

Сдержав невольны смешок, мы попробовали аргументировать тем, что цена в 1,1 млрд. долларов, уплаченная венчурным фондом CVC Capital Partners в результате той самой небесспорной сделки, что стала причиной судебного разбирательства по поводу дачи взятки банкиру Герхарду Грибковски Берни Экклстоуном, выросла с 2005 года минимум в четыре раза, и потому выглядит неподъёмной даже для седовласого британца.

«Возможно и так, но не забывайте о его весьма богатых и очень влиятельных друзьях, — продолжил настаивать на своём источник. — Я подозреваю, что Берни организовал своего рода синдикат, чтобы выкупить Формулу 1 у фонда CVC, который и впрямь сделал на спорте целое состояние, но в то же время постоянно испытывает в связи с этим активом головную боль.

Не забывайте, что деятельность таких компаний, как CVC, базируется на двух основополагающих – репутации и финансовом эффекте от инвестиций. Основатель и совладелец фонда Дональд МакКензи уже на собственной шкуре испытал особенности работы Высокого лондонского суда, совсем скоро пройдут слушания и в суде Мюнхена – кто знает, какими окажутся последствия для каждой из заинтересованных сторон.В данный момент ситуация дошла до точки, когда репутационные потери компании из-за проблем Берни с законом уже не не покрываются снижающейся отдачей от инвестиций, и, кроме всего прочего, акции фонда так и не были размещены на торговой площадке Сингапурской биржи.

Они сделали свои деньги, и теперь пришло время избавиться от актива, пока их годовой доход не стал совсем скромным…»

Надо сказать, что этот источник уже однажды оказался прав, когда поведал, что Берни убедил синдикат встать на его сторону в слушании дела, несмотря на свой преклонный возраст и все проблемы CVC, связанные с судебными разбирательствами.

Так что давайте-ка на полном серьезе обсудим, каким же образом Экклстоун собирается вновь взять под свой контроль Формулу 1, которую он успел продать уже четыре раза (согласно воспоминаниям легендарного босса Кена Тиррела, в самый первый из них британец даже не владел Большими Призами на законном основании), и зачем ему вообще это понадобилось в возрасте, когда большинство мужчин проводит весь свой досуг в кресле-качалке, облачившись в мягкие тапочки и закутавшись в плед?

На вопрос "почему?" ответить намного легче, чем на вопрос "как?": Экклстоун является не только непревзойдённым предпринимателем, но и кем-то вроде контрольного надсмотрщика. Известная сделка позволила фонду CVC получить 63% акций Формулы 1 – а значит и большинство голосов в принятии решений. Однако недавние события вынудили Берни покинуть свои посты в менеджменте Ф1 (FOM) и ряд компаний Formula One Group, что стало болезненным ударом по привычному для него методу ведения своих дел.

В минувшем ноябре во время слушаний по громкому судебному делу Constantin Media в Высоком суде Лондона МакКензи утверждал, что Экклстоуна "незамедлительно уволят", если будет доказано, что он замешан "в криминальных схемах" – и сразу после вынесенных в адрес Экклстоуна обвинений совладелец CVC опубликовал пресс-релиз, гласивший, что исполнительный директор Ф1 отныне является объектом повышенного контроля.

Приобретение (в который раз) британцем контрольного пакета с профессиональной точки зрения, естественно, сделало бы его свободным в действиях, даже если при этом судебное дело всё ещё продолжалось бы, хотя это уже другая история.

И в самом деле, свобода от оков CVC позволила бы пойти на мировую сделку с мюнхенским прокурором: такая сделка требует от подсудимого хотя бы частичного признания вины, а это неизбежно означало бы увольнение из CVC и отзыв фондом всех инвестиций из Формулы 1.

Впрочем, она может быть проведена в любой момент до вынесения приговора, и в таком случае CVC тем более назовёт продажу Формулы 1 "верным решением" – тем самым укрепив собственную репутацию благодаря умелому применению наилучшего инструмента в самый подходящий момент, что имеет решающее значение для таких компаний.Правда, учитывая, что судебный процесс начнется буквально со дня на день, остаётся не так много времени для заключения сделки по выкупу акций.

Впрочем, в этом вопросе у фонда есть некоторые сложности, но об этом чуть позднее.

Итак, как? Экклстоун (5.3%), его семейный траст Bambino (8.5%) и FOM (3.7%) в настоящее время суммарно владеют 17.5% акций компании Delta Topco, являющейся владельцем коммерческих прав на Формулу 1. Добавим к этому, что в открытой продаже находятся еще 12,3% доли (ликвидированного) банка Lehman Bros – вероятно, ещё три процента его доли были проданы сразу же после ликвидации Техасскому пенсионному фонду учителей. Общая доля условного синдиката в итоге составляет почти 30% всей Формулы 1.

После того, как запланированное IPO на Сингапурской бирже провалилось по ряду причин, не в последнюю очередь связанных опять-таки с судебным преследованием в адрес Экклстоуна и ассоциированных компаний, CVC (и другие акционеры) постепенно сбрасывали доли в Delta Topco, и сейчас они владеют пакетом в 35,5%, хотя согласно ряду договоров фонд и сохранил за собой общий контроль.

Конечно, ни один закон не позволил бы Экклстоуну осуществлять прямое руководство трастом Bambino, однако не существует норм, которые запретили бы попечителям вложить свою долю в синдикат, если такой шаг будет соответствовать интересам самого траста.

При этом структура инвесторов Delta Topco настолько широка и многогранна*, что даже если кто-то из мажоритарных участников и пожелает остаться вне рамок потенциального синдиката, существует множество вариантов и схем, при которых группа, за которой стоит Берни, всё равно получает основную власть.

Некоторые акционеры могут добровольно продать свои доли, достигнув благодаря сверхприбылям всех мыслимых и немыслимых инвестиционных показателей, заведомо перекрывающх любый первоначальные планы в любом временном горизонте.

Кто-то может предпочесть вовсе покинуть портфель, чтобы не иметь дела с довольно нестабильными факторами вроде Бахрейна с его протестами в 2011 году или же слухами о потенциальных проблемах с Гран При России.

Последний фактор может стать критической точкой для CVC (как и других), поскольку инсайдеры в один голос заявляют, что на FOM оказывается давление со стороны коммерческих и политических сил с целью отменить этап в Сочи.

Конечно, все заинтересованные стороны хотят, чтобы прислушались именно к их мнению, но факт остаётся фактом – Европейский Союз и США всерьёз рассматривают любую возможность о применении санкций в адрес России, включая давление на руководство Больших Призов в вопросе отмены уик-энда в Олимпийском парке Сочи.

Из 56 участников инвестиционного портфеля CVC 31 компания зарегистрирована в странах Евросоюза, шесть – в США, 19 осуществляют свою деятельность в Азии, и ни одна не является российским резидентом.

В длинном списке организаций представлены всевозможные потребительские бренды, производители одежды известных марок, фармацевтические компании и финансовые организации, среди которых числится и Acromas, владеющая британской службой помощи на дорогах.

В этом отношении FIA оказалась в довольно щекотливой ситуации, ведь федерация должна оставаться далеко в стороне от политики: отсюда, кстати, и ранее принятая позиция по Бахрейну. Но если владелец коммерческих прав пожелает отменить гонку, руководящий орган спорта просто бессилен что-либо сделать, что станет ещё одной причиной подвергнуть критике соглашение, заключённому в своё время между Берни Экклстоуном и возглавлявшим тогда FIA Максом Мосли.Другие компании специализируются на производстве химикатов, как, к примеру, немецкая Evonik, ранее известная под названием Degussa (основана в 1873 году) – один из пионеров в области обработки драгоценных металлов для промышленности. Имеются и франшизы известных марок Burger King и Domino’s Pizza из Испании, так что протестующие могут объявиться по всей Европе…

Так или иначе, но даже решение CVC – который и так уже занимается Формулой 1 в два раза дольше, нежели обычно тратит на свои проекты – продать свою долю в 35,5% не обеспечит Экклстоуну необходимые 65% акций, которые дают безраздельный контроль над Формулой 1.

Но для фонда такой шаг станет прекрасной стратегией выхода из бизнеса. Более того – даже если МакКензи и не захочет ничего менять в размере пакета в Delta Topco, синдикат Берни всё равно может заполучить желаемые 65% при помощи других механизмов.

Говорят, что существуют особые условия, не позволяющие вот так просто вырвать контроль над спортом из цепких лап CVC – однако вести спор с теми, кто имеет численный перевес, всегда тяжело…

Остаётся ещё один вопрос – кто? Кто будет партнёром Экклстоуна в этой сделке? Очевидными кандидатами являются владелец Red Bull Дитрих Матешиц и президент Ferrari Лука ди Монтедземоло, да и Мосли, думается, в случае чего будет рад помочь старому другу. Все они хотели бы больше власти в контроле над Формулой 1, особенно учитывая текущую ситуацию.

Другие участники чемпионата также могут теоретически принять участие в операции. В самом деле, единственной топ-командой, которая вряд ли пойдёт на такой шаг из-за своей корпоративной культуры, является Mercedes, поскольку политка Штутгарта исключает такого рода инвестиции.

Однако слухов о возможном развитии событий после Мюнхена всё больше. На протяжении многих лет Экклстоун имел дело с лидерами в различных отраслях экономики по всему миру, и все они, безусловно, отчетливо различают запах денег.

Реален ли такой сценарий в принципе? Конечно, ведь в паддоке Гран При Малайзии МакКензи и Экклстоун на протяжении всего уик-энда неустанно вели переговоры, которые – уж померьте слухам – касались отнюдь не только преодоления недавней "катастрофы" Формулы 1, вызванной слишком тихим звучанием выхлопа…

* ТЕКУЩАЯ СТРУКТУРА АКЦИОНЕРОВ DELTA TOPCO – ХОЛДИНГА FORMULA ONE GROUP (НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ):

Фонд CVC Capital Partners 35,5% 
Waddell & Reed 20,9% 
Lehman Brothers 12,3% 
Bambino Holdings 8,5% 
Берни Экклстоун 5,3% 
Правительство Норвегии (фонд Norges) 4,5% 
JP Morgan Whitefriars 3,0% 
Техасский пенсионный учительский фонд 3,0% 
BlackRock 2,4% 
Churchill Capital 0,7% 
Другие частные акционеры 3,9%

Последнее

Каким требованиям должны соответствовать шлем и комбинезон в Формуле 1?

Ужасающая авария Ромена Грожана еще раз продемонстрировала важность всех мер безопасности в Формуле 1. Например, шлем и гоночный костюм...

Реконструкция аварии Грожана на BahrainGP показала весь ужас произошедшего, не будь хало

Данная реконструкция аварии Ромэна Грожана на Гран-при Бахрена наглядно показывает весь ужас аварии, не будь хало. А ведь сам...

Нико Хюлькенберг о своих шансах попасть в Ред Булл

На сегодняшний момент Нико Хулькенберг реально имеет шанс попасть в Ред Булл. Нико признался, что ему ”очень жарко" от перспективы...

Дорнбос анализирует крушение Албона: «Полтора миллиона повреждений»

Александру Альбону снова пришлось нелегко во время второй свободной тренировки в Бахрейне. Британский таиландец на большой скорости врезался в...
- Реклама -

Риккардо возмущен «неуважительными» повторами аварии Грожана

Даниэль Риккардо говорит, что ему «противно», когда Формула 1 показывает повторы аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна во время...

Взрывная гонка Ромэна Грожана в Бахрейне

На первом круге гонки в Бехрейна произошла страшная авария. Ромэн Грожан резко повернул в сторону Даниила Квята, задел его...
- Реклама -

Вам также может понравитсяRELATED
Рекомендации для Вас

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru