Гэри Андресон: Почему Формуле 1 необходима командная тактика

- Реклама -
- Реклама -

Гэри Андресон: Почему Формуле 1 необходима командная тактика

Материал об особенностях борьбы на трассе пилотов одной команды Гэри Андерсон написал по итогам Гран При Малайзии. Но сейчас, после невероятно богатой на подобные противоборства гонки в Сахире, он выглядит даже более актуальным.




Отказ Фелипе Массы выполнить прямое указание руководства Williams и пропустить вперед своего напарника Валтери Боттаса под конец дистанции в Малайзии вызвал волну одобрения со стороны поклонников в адрес самого пилота – и немало критических отзывов о команде.

Но важно понимать, что эта ситуация имеет очень мало общего с теми эпизодами, которые регулярно происходили с Массой в Ferrari, где был явным вторым номером независимо от обстоятельств.

Проблема заключается в том, что пилот, отказываясь выполнять приказы своей команды, потенциально может лишить её очков – потому последствия его действий могут оказаться очень серьезными не только в контексте одной гонки, но и всего сезона.

Действия Williams в Малайзии были обусловлены исключительно развитием ситуации в гонке. На финальном отрезке пара FW36 был значительно быстрее McLaren Дженсона Баттона, поэтому команда просто хотела, чтобы один – а в идеале, конечно, оба – ее пилота обогнали соперника, независимо от того, в каком порядке они это сделают.

Конечно, при использовании командной тактики всегда легко переступить известную черту, но когда один пилот потенциально быстрее напарника, то последнему всё же стоит согласиться на обмен позициями.

Дело не только в том, кто из напарников добьётся более высокого результата в отдельной гонке – на кону результат всего коллектива. Если бы Масса позволил-таки Боттасу обогнать себя, то вместо седьмого и восьмого мест Williams могла бы получить шестое и восьмое – или даже шестое и седьмое.

Когда под конец сезона оказывается, что вы опередили одного или двух соперников всего на несколько очков, это принесёт команде больше призовых денег, которые можно будет потратить на создание более конкурентоспособного автомобиля, за счет чего пилоты извлекут выгоду в следующем году.

Это должны очень четко понимать сами гонщики, когда свои собственные интересы они ставят выше командных. И пока тактические приказы соответствуют логике событий на трассе, пилот обязан осознать: переступив через свою гордость сейчас, он может получить куда более весомое преимущество в будущем.

Смотрите: когда гонщик достаточно быстро догоняет напарника, и в какой-то момент между ними остаётся всего 1,5-2 секунды, он начнет терять прижимную силу, износ шин возрастает, и общий темп падает. Поэтому с точки зрения команды будет лучше пропустить заведомо более быстрого пилота вперед, чтобы он продолжал ехать в прежнем темпе, создавая временной задел – а не портить ему гонку.

Всё что требуется от команды – быстро оценить ситуацию и принять соответствующее решение, поскольку вы можете потерять преимущество, если замешкаться с рокировкой.В этой ситуации капитанский мостик либо должен дать гонщику указание не приближаться ближе, чем на две секунды, чтобы тот не тратил впустую ресурс машины – именно такие действия мы видели на Сепанге в исполнении Red Bull Racing применительно к Даниэлю Риккардо, – либо гарантировать пилоту, что он быстро пройдет партнёра и сможет дальше пользоваться скоростью автомобиля.

У Williams с этим явно возникли сложности. Во время первого отрезка Масса застрял позади Кевина Магнуссена, тогда как Боттас оказался позади бразильца.

Фелипе не было никакой логики круг за кругом держаться сразу позади Кевина. Вместо этого ему следовало немного отстать, чтобы подготовить атаку, уловить подходящий момент – и реализовать преимущество в скорости.

На McLaren Магнуссена было повреждено переднее антикрыло, и Массе следовало подумать над тем, как воспользоваться этим обстоятельством. Вместо этого Фелипе упорно следовал вплотную за Кевином, а сразу за этой парочкой ехал Валтери – в итоге оба пилота Williams лишь потеряли время позади более медленного соперника из McLaren.

Когда возникают такие ситуации, какую мы видели между пилотами Williams на последних кругах в Малайзии, важно понимать весь масштаб негативных последствий. Я помню, как сам оказался в эпицентре аналогичных событий на Гран При Аргентины в 1997 году, когда я еще работал в Jordan, за которую в ту пору выступали Ральф Шумахер и Джанкарло Физикелла.

Джанкарло допустил небольшую ошибку на выходе из поворота, чем сразу же решил воспользоваться преследовавший его по пятам Ральф. Но немец слишком поздно начал атаку в следующем правом повороте: Физикелла уже был там и начал смещаться к апексу, что в итоге привело к их столкновению. Шумахер смог продолжить борьбу и финишировать третьим, а вот его напарник сошел с дистанции.

Конечно же, в команде после финиша царила радость, поскольку мы были относительно скромным коллективом, который только четвертый раз в своей истории завоевал призовой кубок. Но Ральфа всё равно ждал неприятный разговор по завершении гонки. Он объяснил свои действия тем, что решил воспользоваться ошибкой итальянца, а тот просто сам вырулил в его сторону. Но все же в данном случае неверно было бы говорить, что вина в равной степени лежит на обоих.

Я раскритиковал Ральфа за неподготовленную атаку, но одновременно высказал мнение, что Физикелле все же стоило пропустить его в повороте, поскольку именно он допустил ошибку. Но главное – даже не тот факт, что команда потеряла один из своих автомобилей по ходу гонки. Тот эпизод привёл к потере доверия между напарниками. Джанкарло более не хотел полагаться на Ральфа, и они не смогли в дальнейшем работать сообща, предпочитая индивидуальные действия.

Гоночные инженеры оказались в лагерях своих пилотов, и команда словно поделилась внезапно надвое. Каждый из сотрудников гоночной бригады работал в дальнейшем в секрете от коллеги, выполнявшего ту же самую задачу для другого гонщика. Так что пришлось усадить их друг напротив друга, чтобы объяснить, как работает команда. Но у нас все равно больше не было свободного обмена информацией, каждый в принудительном порядке делился лишь тем, что было ему предписано. И это оказалось серьезной проблемой.

Мы видели такое между Себастьяном Феттелем и Марком Уэббером на Гран При Турции в 2010 году. Это был худший сценарий для команды, поскольку Red Bull Racing лишилась победного дубля.Возможно, в следующий раз Валттери Боттас в свою очередь проигнорирует приказ команды, если его вновь попросят оставаться позади Массы в начале гонки. А что будет, если он решит атаковать – и произойдет столкновение? Когда между напарниками возникает недоверие, это может привести к самым серьезным последствиям.

В Формуле 1 сейчас не так много команд, где есть ярко выраженные первый и второй номера. Возможно, [до этапа в Бахрейне] вы могли бы назвать в качестве примера Red Bull Racing, но такое мнение может быть основано лишь на том, что Себастьян является четырехкратным чемпионом мира, тогда как Даниэль Риккардо не обладает столь же внушительным послужным списком.

Но это вовсе не исключает, что они окажутся на пути друг у друга. Мы видели пример тому в Малайзии после ошибки Нико Росберга на первом круге. Тогда пилот Mercedes выглядел легкой добычей для преследователей – как минимум один из представителей Red Bull Racing должен был обгонять замешкавшегося соперника.

Но в тот момент Себ и Даниэль были заняты борьбой между собой. Если бы они мгновенно сориентировались и уже на первом круге оказались впереди Росберга, в дальнейшем гонка могла бы пройти совсем по другому сценарию.

Но как признался сам австралиец, в моменты, когда партнер по команде вплотную преследует кого-то из соперников, очень уж хочется быть как можно ближе, чтобы в случае чего не упустить своего шанса. Так что не все в этой паре столь однозначно [что мы лишний раз смогли увидеть в Бахрейне].

Именно поэтому, кстати, нужно обязательно уважать мнение команды. Безусловно, для любого пилота самым главным конкурентом является именно напарник – но нужно смотреть на ситуацию несколько шире, учитывая всех обстоятельств.

Когда в вашем коллективе работает 700 человек, причем каждый выкладывается на 100%, то для них нет ничего хуже, чем видеть эгоизм одного пилота, который ставит под угрозу итоговый результат всей команды.

Ситуация для становится куда сложнее, когда боссам приходится делать ставку на какого-то одного пилота. Ведь что ни говори, а впереди по итогам сезона не могут оказаться сразу двое. И сейчас непростая задача стоит перед Mercedes, поскольку Росберг лидирует в личном зачете, а Льюис Хэмилтон второй этап кряду сокращает отставание.

Оба пилота находятся сейчас на схожих этапах карьеры, но с учетом доминированием Mercedes, кому из них предстоит остаться вторым, поскольку команда просто не может давать им выигрывать по очереди.

Хэмилтон дважды стартовал с поула на старте сезона, что лишний раз подтверждает его отличную скорость. Выиграл бы он в Мельбурне, если бы не проблемы с мотором? Похоже, да – и это означало бы, что на двух [то есть даже трёх, как мы теперь знаем] первых этапах победы достались бы Льюису, а Нико финишировал бы только следом.

Если Red Bull Racing сможет значительно прибавить в ближайшее время, не придется ли Mercedes делать ставку на Льюиса?

Нельзя забывать, что за финальную гонку сезона очки будут начислять в двойном размере, и конкуренты могут воспользоваться этой возможностью, если два лидера увлекутся борьбой между собой. Выиграть чемпионат – непростая задача, и мы не раз видели, как титул упускали из-за неэффективного управления командой.

Что в такой ситуации категорически недопустимо – делать вид, что все в полном порядке, надеясь, что ситуация уладится сама по себе. В этом случае проще простого выпустить развитие событий из-под контроля. Несомненно, возникнут моменты, когда необходимо будет добиться взаимодействия напарников в интересах команды, причем они должны понимать, что это пойдет всем во благо. Как заявил Боттас после гонки в Малайзии, у них с Массой была в тот день реальная возможность принести команде больше очков .

Сейчас Mercedes в отличной форме, поэтому соперникам потребуется какое-то время, прежде чем они создадут реальную для них угрозу. Из-за влажных условий во время двух первых квалификаций расклад сил определить довольно сложно, поэтому интересно будет наконец-то увидеть хотя бы один уик-энд, который с начала и до конца пройдет по сухой трассе. Именно тогда мы сможем получить примерную картину сезона.

[Гран При Бахрейна в этом случае является не вполне показательным, ибо там некоторые команды непонятным образом сдали, тогда как другие проехали несколько лучше своего реального потенциала. Так что подождём еще немного.]

По итогам каждой гонки я традиционно беру лучшие результаты всех пилотов и команд, после чего высчитываю разницу в процентном соотношении, что позволяет в итоге получить объективную картину сил на протяжении 19 этапов одного сезона.

Mercedes, 100.000%Если в расчетах использовать исключительно время круга, то разница будет зависеть от длины трасс, искажая картину. Поэтому лучше использовать более объективные относительные показатели. Вот как выглядит расклад сил среди лидеров по итогам двух Гран При:

  1. Ferrari, 100.976%
  2. Red Bull, 101.049%
  3. McLaren, 101.453%
  4. Williams, 101.422%

Разница в 1% эквивалентна примерно секунде на круге в случае длинных трасс вроде Сепанга и чуть меньше для более коротких. Поэтому соперникам Mercedes предстоит отыграть немалое отставание. В Red Bull Racing ставку делают на идеальную аэродинамику автомобиля, но влажные условия в квалификациях помогли чемпионской команде выглядеть чуть лучше, чем всё обстоит на самом деле.

Максимальная мощность двигателей Renault не так высока, что является серьезной проблемой во время квалификации, когда пилоты могут использовать моторы в режиме максимального расхода топлива и рассчитывать на 4 мегаджоуля энергии от систем ERS.

Но как только начинается гонка, расход значительно сокращается, а вклад системы ERS ограничивается 2 мегаджоулями энергии на круге – они аккумулируются за счет задних тормозов, плюс мотор-генератор MGU-H получает энергию отработавших газов. Всё это делает более плотными результаты участников.

Так что не стоит рассчитывать, что конкуренты быстро смогут выйти на один уровень с Mercedes – а немецкой команде следует как можно лучше пользоваться моментом и воплощать свое несомненное преимущество в еще один победный дубль в Бахрейне [что, как мы сейчас знаем, и было с блеском сделано].

Но на примере Williams все могли увидеть, какие проблемы могут возникнуть, если напарники не поймут, что должны действовать в интересах команды. Этот вопрос Mercedes не стоит выпускать из виду, поскольку вскоре им предстоит столкнуться с аналогичными трудностями.

Что же касается Williams, то руководство команды заявляет, что все вопросы с пилотами были решены еще во время обсуждения произошедшего в воскресенье вечером, поэтому повторения таких недоразумений не будет.

Но я бы посоветовал внимательно следить за парой Фелипе-Валттери – интересно, увидим ли мы в будущем новые трения между напарниками или команда пойдет на компромисс, разрешив своим пилотам бороться друг с другом без ограничений.

Я сам прошел через это на капитанском мостике, принимая решения в аналогичных ситуациях. И должен сказать, что делать это нелегко.

Несмотря на то, что со стороны командная тактика может выглядеть как признак фаворитизма, на самом деле руководство заботится о достижении максимально возможного результаты для команды в каждой гонке – и, что еще важнее, решения принимаются с прицелом на весь сезон.

В конце концов, именно итоговый результат имеет значение в Формуле 1.

Последнее

Каким требованиям должны соответствовать шлем и комбинезон в Формуле 1?

Ужасающая авария Ромена Грожана еще раз продемонстрировала важность всех мер безопасности в Формуле 1. Например, шлем и гоночный костюм...

Реконструкция аварии Грожана на BahrainGP показала весь ужас произошедшего, не будь хало

Данная реконструкция аварии Ромэна Грожана на Гран-при Бахрена наглядно показывает весь ужас аварии, не будь хало. А ведь сам...

Нико Хюлькенберг о своих шансах попасть в Ред Булл

На сегодняшний момент Нико Хулькенберг реально имеет шанс попасть в Ред Булл. Нико признался, что ему ”очень жарко" от перспективы...

Дорнбос анализирует крушение Албона: «Полтора миллиона повреждений»

Александру Альбону снова пришлось нелегко во время второй свободной тренировки в Бахрейне. Британский таиландец на большой скорости врезался в...
- Реклама -

Риккардо возмущен «неуважительными» повторами аварии Грожана

Даниэль Риккардо говорит, что ему «противно», когда Формула 1 показывает повторы аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна во время...

Взрывная гонка Ромэна Грожана в Бахрейне

На первом круге гонки в Бехрейна произошла страшная авария. Ромэн Грожан резко повернул в сторону Даниила Квята, задел его...
- Реклама -

Вам также может понравитсяRELATED
Рекомендации для Вас

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru