Почему боссам Формулы 1 стоит поторопиться

- Реклама -
- Реклама -

Почему боссам Формулы 1 стоит поторопиться

В Формуле 1 всегда было полно проблем. Почему сейчас на первый план вышли вопросы работы новообразованных Комиссии Ф1 и Стратегической группы, которые пока даже не могут толком собраться для обсуждения неотложных вопросов, рассказывает Дитер Ренкен.

Ничто так не отражает совершенную дезорганизацию, царящую в Формуле 1, как тот полнейший хаос, который окружает сейчас структуру руководства спорта.

В прошлую пятницу [29 ноября] истек последний срок для проведения финального раунда переговоров по поводу спортивного и технического регламентов для 2014 года, а равно и других важных вопросов относительно будущего Ф1. Однако и намеченную на утро того дня сессию Стратегической группы и заседание Комиссии Формулы 1, которое должно было состояться после обеда, в итоге пришлось перенести на 9 декабря.

Решение о переносе заседания, которое должно было стать всего лишь вторым с момента создания Стратегической группы в октябре этого года, было принято воскресным утром по ходу уик-энда на Интерлагосе, когда стало ясно, что множество важнейших вопросов еще далеки от разрешения, хотя это было очевидно и месяцем ранее. Что до встречи Комиссии, которая обсуждает и утверждает решения Стратегической группы, то её вполне логично была перенесли на более поздний срок в прошлый вторник, когда руководители команд вернулись из Сан-Паулу в Европу.

Нет никаких сомнений – и Стратегическая группа, и Комиссия в любом случае должны провести свои заседания. Грядут важные перемены: «зелёные» технологии находятся на повестках дня обоих органов, кроме того обсуждению подлежат такие своеобычно "приятные" вопросы, как увеличение минимального веса машины и пилота (на 10 кг, чтобы помочь тяжёлым пилотам), трофей за наибольшее количество поулов и постоянные номера для пилотов – а также пересмотр процесса получения Суперлицензий.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Руководящий (хотя тут можно поспорить) орган Ф1 запрашивает у Стратегической группу – она состоит из четырёх команд, получающих от FOM специальные "чемпионские" бонусы (Ferrari, McLaren, Red Bull, Mercedes), а также Williams (на основании исторических заслуг) и Lotus (команда из Энстоуна стала по итогам минувшего года сильнейшей из всех остальных) – список вопросов для рассмотрения Комиссией Формулы 1, учитывая при этом мнения держателя коммерческих прав в лице менеджмента Ф1 и руководящего органа – FIA. (см. сноску в конце текста)

Внутри самой группы решения принимаются простым большинством из шести голосов, после чего вопрос передаётся на рассмотрение Комиссии Формулы 1 — исполнительному органу, в который входят представители FOM, FIA, боссы всех команд, восемь владельцев автодромов, назначенных FOM (половина из Европы, другая – из остального мира), представители поставщика резины, производителей двигателей и двух видных спонсоров.

Стратегическая группа пришла на смену Технической и Спортивной рабочим группам, которые, в свою очередь, заменили имевшие консультативный статус спортивный и технический комитеты, утратившие свою актуальность вместе с Договором Согласия – культовым заветов, регулировавшим взаимоотношения, обязательства, коммерческие вопросы, спортивные и технические нормы FIA, держателей прав и команд.

В шестом поколении этот документ выполнял свои функции с 2009 по 2012 годы, и до сих пор замены ему так и не появилось. При этом FOM имеет сепаратные соглашения со всеми 11-ю командами Формулы 1.

Чтобы ещё больше запутать ситуацию, добавим, что имеют место определённые действия по включению в процесс структуры бывших Технической и Спортивной рабочих групп, как это было прежде, под председательством FIA. Но если ранее эти органы выдвигали определённые предложения на рассмотрение Комиссии Формулы 1 (принятие решения требовали 70% голосов по вопросам, касающимся будущих сезонов – и единогласного одобрения применительно к текущему чемпионату), то отныне группы будут собираться для предварительного обсуждения предложений и последующей их подготовки к рассмотрению Стратегической группой.

Когда все эти стадии пройдены, Комиссия обсуждает проблемы и возникающие вопросы, ставя их на голосование. Для того, чтобы принятые решения было переданы на рассмотрение и утверждение Всемирному совету FIA по автоспорту для ратификации и последующей реализации, они должны быть одобрены 70% голосов.

КАМНИ ПРЕТКНОВЕНИЯ

Пока что всё более-менее понятно, но Всемирный совет, как известно, собрался 4 декабря в рамках мероприятий по выборам президента FIA и ежегодной Генеральной ассамблеи, которые проходят в Париже со 2 по 6 декабря. Понятно, что Совет не смог ратифицировать ключевые решения по Ф1 – ведь их список в самом лучшем случае будет утвержден спустя пять дней после этой даты.

Важно отметить, что речь идет о таких моментах, как окончательная редакция технического и спортивного регламентов на следующий год – документов, которые играют важнейшую роль в жизни Формулы 1, учитывая кардинальные изменения, которые коснутся спорта в ближайшие месяцы.

Таким образом, Всемирным советом по автоспорту мог избрать один из четырех вариантов: утвердить изменения в обход принятых процедур, тем самым открыв перед FIA все двери для юридического оспаривания решений; вовсе отказаться рассматривать предложения (с непредсказуемыми последствиями для спорта в свете нового регламента на двигатели); вновь собраться после 9 октября; или, наконец, провести голосование по факсу – данный способ действий был впервые опробован экс-президентом Максом Мосли.

[В итоге, как известно, Совет не стал действовать по первому пути, избрав некое сочетание оставшихся.]

Однако нет никаких гарантий, что удалось бы достичь прогресса в принятии решений на уровне Всемирного совета по автоспорту – даже если бы встречи Стратегической группы и Комиссии Формулы 1 состоялись по первоначальному графику – дело в том, что легитимность Стратегической группы сама по себе вызывает вопросы.

По информации хорошо осведомлённых источников, во время первого заседания 21 октября представители McLaren высказали озабоченность, а в Mercedes поставили под сомнение структуру Комиссии Формулы 1, которая отличается от прописанного в коммерческих соглашениях варианта, а также и от тех договорённостей, к которымединогласно пришли команды во время октябрьской встречи в Париже, организованной FIA.

В коммерческих соглашениях с FOM – известных в кругах Формулы 1, как двусторонние, так как они были заключены в индивидуальном порядке между командами и держателем коммерческих прав – изложены особенности (причём почти всегда несправедливые) участия каждой из команд в чемпионате. В частности, там говорится, что лишь шесть команд из Стратегической группы входят в Комиссию Формулы 1, в то время как на встрече в Париже было достигнуто соглашение о представительстве абсолютно всехколлективов, как было во времена Договора Согласия. При этом единого регламентирующего данный вопрос документа сейчас попросту нет.

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

Регламент 2009-го года предусматривал право держателя коммерческих прав назначать в Комиссию Ф1 шестерых владельцев автодромов (трёх европейских и трёх из других стран), а еще двух выбирали команды – скажем, представитель трассы в Монце по понятным причинам всегда принимал сторону команд. Однако теперь этот принцип утратил силу. Кроме того, прежде именно команды назначали двух представителей спонсоров, причём из числа компаний должны представленных в Формуле 1 сейчас и связанных с чемпионатом на протяжении как минимум пяти лет.

Однако в нынешнюю Комиссию Формулы 1 включен представитель Rolex – партнёра FOM, который лишь с этого года имеет контракт с Большими Призами. Вторым представителем от спонсоров числится человек Philip Morris, хотя табачники едва ли хоть как-то проявляют себя в Формуле 1 из-за ограничений действующего законодательства.

Что именно позволило Rolex так лихо получить столь влиятельную функцию в Формуле 1, да еще сделать это в предельно короткий срок, для всех в падоке Сан-Паулу осталось загадкой. При этом очевидно, что «часовщики» как минимум не удовлетворяют формальным требованиям.

Так у команд планомерно отбирают одного союзника за другим, лишив уже двух или даже трёх крайне важных голосов. При этом участники чемпионата дополнительно теряют позиции: ушла из чемпионата HRT – за испанцами, возможно, последуют и другие, что ещё больше ослабит влияние команд на процесс принятия решений на Всемирном совете по автоспорту.

Как минимум один из руководителей команд, как говорят, в этой связи обратился за разъяснениями в FOM/FIA, что также объясняет перенос заседаний, а Pirelli, есть основания полагать, внесла в повестку предложение о тестах и другие замечания [что также потребовало предварительных обсуждений].

Потому-то 29 ноября и получилось совсем не таким, как могло бы

и ЧТО же ДАЛЬШЕ?

Вообще говоря, Всемирный совет по автоспорту, конечно, существует не только для Формулы 1 – потому, как и запланировано, он собрался 4 декабря, чтобы ратифицировать существующие резолюции, например, всевозможные календари на 2014 год, и рассмотреть другие вопросы, касающиеся множества чемпионатов и серий, включая ралли, Туринг и иные первенства, включая создание комиссий.

К примеру, рассматривалась целесообразность создания комиссии по безопасности в гоночных дисциплинах, проходящих вне автодромов, поскольку в таких сериях, как ралли, рейды и гонки по подъёму на холм недавно произошло несколько неприятных инцидентов.

Многие важные предложения, поднятые Стратегической группой и Комиссией Формулы 1, вероятно, будут ратифицироваться Всемирным советом по автоспорту посредством голосования по факсу: а значит критически важные вопросы не пройдут через процесс непосредственных дискуссий – при таком подходе шансы на то, что все 26 членов Совета смогут обсудить спорные моменты, равны нулю…

Другой альтернативой является созыв внеочередного созыва Всемирного Совета по автоспорту во вторник 10 декабря, когда почти все делегаты – на самом деле, почти наверняка все до единого – по-прежнему будут находиться в Европе, ведь им предстоит участвовать в Генеральной Ассамблее FIA как минимум до 7 декабря.

Но эта идея, неплохая на бумаге, при непосредственной реализации наткнётся на высокую стоимость, неудобство, большую потерю времени и общую неэффективность на фоне жёсткого ограничения ресурсов. Потому рассчитывать на позитивный исход подобной затем не приходится…

ВОЗНИКАЮЩИЕ ВОПРОСЫ

В то время как разрешение насущных проблем является жизненно важным для ближайшего будущего Формулы 1, во время состоявшейся 21 октября встречи обсуждались вопросы, касающееся долгосрочного стратегического планирования.

Согласно документам, которые автор видел своими глазами, существуют определённые планы по ограничению количества сотрудников команд до 300-350 человек. Данный шаг окажет серьёзное влияние на большинство операций и больше всего ударит по топ-командам. Во время обсуждений ведущие коллективы предоставили информацию о количестве своих сотрудников:

Ferrari — 700 человек

Red Bull — 650

McLaren — 630

Mercedes — 600+ (команда как раз приступила к активному набору персонала)

Williams — 600

Lotus — 500

Всё это указывает на необходимость всем тем, кто работает Формулы 1, всерьез затянуть пояса – а также свидетельствует о пагубном влиянии деятельности владельцев спорта в лице фонда с венчурным капиталом CVC Capital Partners, снявшего «сливки» в размере больше 550 млн. фунтов стерлингов чистой прибыли в 2012-м году, в то время как Стратегическая Группа готовится сокращать численность рабочей силы на 50%!

Сотрудников команд Больших Призов, а также болельщиков Формулы 1 вряд ли будут в чём-то винить, если они примут решение бойкотировать товары и услуги компаний, входящих в объёмный портфель CVC.

Интересно, что как ожидали на прошлой неделе, в протоколе заседания Стратегической группы, на который удалось взглянуть автору этих строк, сообщается, что идея «клиентских шасси» не получила должной поддержки, а вот предложение формата «Восемь-Три» (восемь команд выставляют по три автомобиля) вполне может стать реальностью, учитывая многочисленные слухи о всевозможных слияниях и поглощениях, а также закрытиях.

Прежде всего Формула 1, конечно же, должна пересмотреть свои расходы, хотя тут на арене появляется команда Red Bull Racing, яростно выступающая против любых ограничений бюджетов, аргументируя свою позицию тем, что такая политика является непрактичной и невозможной. Говорить об этом, разумеется, проще простого, если твой коллектив является частью маркетинговой группы, принадлежащей миллиардеру, но данный факт вряд ли является утешением для персонала команд, не способных поддерживать уровень расходов «большой четвёрки».

Одной из альтернатив, которые обсуждались во время первого собрания Стратегической группы, было предложение о сокращении списка узлов деталей, на которые распространяется действие патентов команд, и смещение в направлении стандартизированных элементов. Изменения могут коснуться радиаторов, компонентов рулевого управления, топливных элементов и тормозов. В сознании живо вспыхивают картинка, когда на палубе "Титаника" переставляют шезлонги…

ЧТО В ИТОГЕ?

Создаётся впечатление, что Формула 1 не только отложила все важные вопросы до последней минуты, но и превзошла даже собственные весьма невысокие стандарты, запланировав серию принципиально важных встреч уже после заключительного заседания Всемирного Совета по автоспорту. И это в ситуации, когда Большие Призы стоят на пороге наиболее радикальных технических изменений за последние десятилетия, которые вступят в силу уже через два месяца.

Предсезонные тесты начнутся уже в конце января в Хересе, и к тому времени всё должно быть в полном порядке, если только Формула 1 не хочет ударить в грязь лицом перед многочисленными болельщиками, спонсорами и средствами массовой информации (будь то электронными или печатными). В спорте, для которого важнее всего точность и своевременность, сложившееся положение вещей, конечно, никак не коррелирует с образом нового спонсора, так внезапно вошедшего в состав Комиссии Формулы 1.

Сноска: Кажется, критерии отбора команд были придуманы наспех, учитывая, что на счету Ferrari 16 побед в Кубке конструкторов, у Williams – 10; у "Скудерии Энстоун" – тоже 10 [Lotus (7) + Benetton (1) + Renault (2)]; у McLaren – 8; у Red Bull – 4; а у Mercedes – 0, если не принимать во внимание успехи их предшественников из Tyrrell и Brawn. Тем не менее, Mercedes имеет постоянное место в Комиссии, а Lotus – нет …

Последнее

Каким требованиям должны соответствовать шлем и комбинезон в Формуле 1?

Ужасающая авария Ромена Грожана еще раз продемонстрировала важность всех мер безопасности в Формуле 1. Например, шлем и гоночный костюм...

Реконструкция аварии Грожана на BahrainGP показала весь ужас произошедшего, не будь хало

Данная реконструкция аварии Ромэна Грожана на Гран-при Бахрена наглядно показывает весь ужас аварии, не будь хало. А ведь сам...

Нико Хюлькенберг о своих шансах попасть в Ред Булл

На сегодняшний момент Нико Хулькенберг реально имеет шанс попасть в Ред Булл. Нико признался, что ему ”очень жарко" от перспективы...

Дорнбос анализирует крушение Албона: «Полтора миллиона повреждений»

Александру Альбону снова пришлось нелегко во время второй свободной тренировки в Бахрейне. Британский таиландец на большой скорости врезался в...
- Реклама -

Риккардо возмущен «неуважительными» повторами аварии Грожана

Даниэль Риккардо говорит, что ему «противно», когда Формула 1 показывает повторы аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна во время...

Взрывная гонка Ромэна Грожана в Бахрейне

На первом круге гонки в Бехрейна произошла страшная авария. Ромэн Грожан резко повернул в сторону Даниила Квята, задел его...
- Реклама -

Вам также может понравитсяRELATED
Рекомендации для Вас

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru