Почему российские инвесторы взялись спасать команду Заубер

- Реклама -
- Реклама -

Почему российские инвесторы взялись спасать команду Заубер

Сенсация родилась в середине июля и выглядела так: компания Sauber Motorsport AG, которой принадлежит Sauber F1 Team, объявляет о партнерстве с тремя российскими компаниями. Цели партнерства довольно туманные — «открытие новых перспектив и источников дохода», продвижение Гран-при F1 в Сочи в 2014 г. и привлечение в автоспорт молодого российского поколения.

Швейцарские газеты написали, что русские вкладывают в команду 380 млн евро и получат долю в капитале Sauber Motorsport. Владельцы Sauber, правда, продажу команды решительно опровергли, но про инвестиции промолчали. Деньги команде очень нужны. Долг Sauber на конец 2012 г. достигал 70 млн евро, поставщики и подрядчики начали подавать иски.

Прошел месяц. Богатые российские инвесторы никак себя не проявляли. Немецкие газеты написали, что русский контракт с Sauber под вопросом. Возможно, эта история уже забылась бы, если бы на прошлой неделе о ней не напомнила сама Sauber, выпустив оптимистичный пресс-релиз: контракт с русскими выполняется, первый транш по нему получен.

Финансирование команды F1 — дело весьма накладное, требует не меньше $100 млн в год (см. врез). Откуда три российские компании — а это на самом деле два фонда (отнюдь не инвестиционных) и один институт (отнюдь не финансовый) — возьмут такие деньги? Какие меценаты притаились за Государственным фондом развития Северо-Запада, Международным фондом инвестиционного сотрудничества и Национальным институтом авиационных технологий?

Партнер-посредник

В публикациях про Sauber мелькало имя словенско-австрийского бизнесмена Юрия Пинтера. У него уже есть опыт сотрудничества с Россией, хотя и не слишком удачный (см. врез). А сейчас он организует пассажирское воздушное сообщение между Брянском и обеими российскими столицами. Сюжет брянской телекомпании об этом проекте выглядит так: на заснеженном взлетном поле стоит Dornier 328, в него загружается команда чиновников во главе с губернатором Николаем Дениным, они вместе с Пинтером поднимают бокалы с шампанским и произносят тост, затем все выходят из самолета.

Брянским проектом Пинтер занимается не один, а с партнерами. Один из них — российские «Технологии 21 века» Сергея Афанасьева, президента того самого Государственного фонда развития Северо-Запада, который собрался спасать Sauber.

«Проект с Sauber появился случайно. С одной стороны, мы следили за информацией о подготовке к Олимпийским играм в Сочи и строительстве там же трассы для F1, — рассказывает Пинтер. — С другой — получили информацию, что одна из команд F1 ищет нового партнера. Обе стороны могли выиграть от такого сотрудничества: Россия получила бы для нового проекта гоночной трассы в Сочи собственную команду, а Sauber с помощью нового партнера смогла бы получить технологии и улучшить свое положение в F1».

«Мы провели переговоры с обеими сторонами, получили положительный отклик, и в мае был подписан протокол сотрудничества между Фондом развития Северо-Запада и Союзом национальных и неолимпийских видов спорта России», — делится

деталями процесса Пинтер. Кстати, от имени союза также выступал Афанасьев, рассказал «Ведомостям» один из участников соглашения с Sauber. А потом к проекту подключились Фонд инвестиционного сотрудничества и Институт авиатехнологий.

Вопрос о том, кто же будет финансировать Sauber, Пинтер считает преждевременным: проект пока в «очень чувствительной стадии».

Партнер с идеями

Президент Фонда развития Северо-Запада Афанасьев — очень деятельный человек. Он значится председателем совета союза «Перспективный мир», который вместе с Минобороны и Росстроем создал фонд «Родина» (им руководит генеральный секретарь Партии экономической свободы Леонид Шпигель). На сайте vita-music.ru указано, что Афанасьев также президент международного фестиваля «Живая музыка», который пройдет в сентябре в селе Ляличи Брянской области. А принадлежащая Афанасьеву компания «Технологии 21 века» до 2012 г. вручала национальные премии «Российские созидатели». Напрямую или через другие фонды Афанасьев имеет отношение к петербургской организации «Конное поло» и Фонду возрождения Петергофа, компаниям «Центр самоорганизации», «Агентство госпитального менеджмента», «Информационное консалтинговое агентство «Региональный альянс» и др. А из его биографии на сайте viperson.ru можно узнать, что он автор проекта ООН«Огонь миллениума», вице-президент Организации продвижения глобальной цивилизации (Нью-Йорк) и президент Российско-исламского фонда реконструкции и развития.

Это не полный список проектов Афанасьева. Но далеко не все они прибыльны, поэтому денег в Фонде развития Северо-Запада нет, говорит он: «Если бы они были, то мы бы их в первую очередь инвестировали в своем регионе».

В изложении Афанасьева история появления российских партнеров у Sauber выглядит так. Сначала группа заинтересованных лиц, в которую входил Фонд развития Северо-Запада, обсуждала имиджевый проект, связанный с проведением Гран-при F1 в Сочи, причем переговоры о сотрудничестве велись не с середнячком Sauber, а с командами-лидерами. Потом появилась идея сотрудничества с Sauber, но переговоры шли не о спонсорстве или покупке акций, а о создании научно-технического центра по типу «Сколково». «У Sauber отличные инженеры, — объясняет Афанасьев. — А потом стало понятно, что Sauber почти банкрот и ей просто нужны деньги. А что получают взамен российские партнеры, было непонятно».

Тем не менее предварительное соглашение было заключено. По словам Афанасьева, в нем шла речь «о 75 млн евро, которые надо было до конца года перечислить Sauber небольшими траншами». Сколько уже перечислено и откуда взялись эти деньги, он не знает.

Партнер со связями

Международный фонд инвестиционного сотрудничества также не планирует инвестировать в швейцарскую команду, говорит президент и основной владелец организации Борис Хруль.

Как следует из устава фонда, он был создан три года назад для содействия проведению форума АТЭС 2012 г. во Владивостоке. Его попечительский совет возглавляет бывший сослуживец Владимира Путина по КГБ Ленинградской области Сергей Ушаков, который курировал подготовку к саммиту в ранге советника президента. Сейчас Ушаков — помощник руководителя администрации президента Сергея Иванова. В попечительский совет фонда также входит сын Иванова, председатель правления«Согаза» Сергей Иванов.

«Найти деньги на проект нам не сложно, но нас интересует только экономическая составляющая, которой сейчас в партнерстве с Sauber нет», — говорит Хруль. По его словам, фонд подключился к переговорам с Sauber на их последней стадии, заинтересовавшись возможностью создания научно-технического центра на условиях государственно-частного партнерства. Западные компании неохотно делятся с Россией технологиями, поэтому партнерство с Sauber было бы полезным. Но в какой-то момент вся идея партнерства с командой свелась к участию в гонках Сергея Сироткина и фонд занял выжидательную позицию, заключает Хруль.

Партнер с пилотом

Талантливый российский гонщик Сергей Сироткин — сын третьего предполагаемого спасателя Sauber. Его папа Олег Сироткин — гендиректор и совладелец Национального института авиационных технологий.

Во времена СССР этот институт участвовал в разработке десятков моделей самолетов и космических кораблей. Теперь это негосударственная структура, у Сироткина — 7%. Он говорит, что институт финансировать Sauber не будет, но займется спортивной подготовкой Сироткина-младшего. В этой части партнерство с Sauber может состояться — команда уже объявила, что Сироткин будет ее пилотом в следующем сезоне.

За удовольствие гоняться в команде F1 надо платить. Своих денег на это у института, похоже, нет — его годовая выручка редко превышает 500 млн руб. Зато есть опыт поиска спонсоров.

Так, до 2006 г. крупнейшими частными совладельцами института (более 19%) были банк «Петрокоммерц» и близкие к нему структуры. Президент банка Владимир Никитенко возглавлял совет директоров института, а связанный с банком «Лукойл» был основным спонсором Сироткина-младшего в автомобильных гонках.

Незадолго до начала переговоров с Sauber у института появился новый мажоритарный владелец. В феврале 2013 г. госпакет (35%) купила компания «Примула-инвест». Один из ее бенефициаров — Валерий Лаптев, начальник множительного центра Ростовского вертолетного завода («Роствертол»), который, в свою очередь, принадлежит холдингу «Вертолеты России» и входит в «Ростех». У госкорпорации большой опыт спонсорского участия в F1. По поручению Путина корпорация через свои структуры три года спонсировала команды, за которые выступал первый российский гонщик в серии, Виталий Петров.

Лаптев и представитель «Ростеха» обсуждать участие в F1 отказались. Гендиректор «Роствертола» Борис Слюсарь фактически тоже: «Я строю вертолеты, акциями не занимаюсь».

Сироткин-старший говорит, что его сыну в карьере поможет Фондсервисбанк (это тот, куда устроилась на работу советником российская разведчица Анна Чапман). «Какие-то деньги для поддержки пилота Сироткина» банк может выделить, согласен представитель банка Григорий Белкин. По его словам, банк сотрудничает с институтом с 2011 г., у них несколько совместных проектов. «Когда Сергей Сироткин заявился на Formula 3, мы помогли ему делать первые взносы. Он гонщик с большой перспективой, и ему нужна помощь», — рассказывает Белкин. Сейчас необходимо найти $7 млн для того, чтобы Сироткин-младший начал выступления за Sauber. Сироткин-старший, по словам Белкина, уже провел переговоры о выделении денег с президентом Фондсервисбанка Александром Воловником. До какой суммы они договорились, Белкин не сказал.

Партнер, которого ждут

Участники партнерства с Sauber надеются и на помощь государства.

Вопросы финансовой поддержки русского пилота будут обсуждаться на предстоящей встрече Сироткина-старшего с министром спорта Виталием Мутко, слышал Белкин. О том, что такая встреча готовится, говорят и остальные участники соглашения с Sauber.

Но чиновник Минспорта не советует ждать результата от этого мероприятия: «Позиция министра давно известна. Автомобильный и другие технические виды спорта являются частными, и поэтому государство не будет их финансировать». Об этом же говорит и федеральный чиновник. Инициаторам партнерства с Sauber надо было с самого начала получить одобрение у правительства, а только потом «пиариться», считает он, пока участники партнерства для правительства мало понятны.

Пресс-служба президента не в курсе проекта по покупке Sauber, следует из слов заместителя пресс-секретаря президента Юрия Свиридова. «К нам никто из организаторов партнерства с Sauber не обращался [с просьбой помочь]», — говорит Илья Джус, представитель вице-премьера Дмитрия Козака, курирующего подготовку к «Сочи-2014» и строительство трассы F1 в Сочи. Окажет ли Козак поддержку Sauber и его российским партнерам, если такое обращение поступит, Джус говорить отказался.

«Теперь все будет зависеть от связей Сироткиных, — рассуждает еще один крупный чиновник. — Вопрос в том, как далеко они дойдут по чиновничьей лестнице и насколько убедительны будут». При правильных связях шансы получить поддержку есть: свой пилот в российском Гран-при нужен, а Сироткин, по мнению специалистов, очень талантлив. «Вот в случае с гонщиком Виталием Петровым отлично сработали личные контакты семьи, — напоминает собеседник «Ведомостей», — по поручению президента финансовую поддержку командам гонщика оказывали «Ростех» и «Сибур».

Представитель Sauber на вопросы «Ведомостей» не ответил, но человек, близкий к команде, посоветовал не волноваться: долгие и сложные переговоры о спонсорстве — обычное дело для команд F1, не занимающих верхние позиции в таблице лидеров. А здесь команда уже в выигрыше — деньги, пусть и небольшими траншами, поступают на счет, а немного — это лучше, чем ничего.

Последнее

Каким требованиям должны соответствовать шлем и комбинезон в Формуле 1?

Ужасающая авария Ромена Грожана еще раз продемонстрировала важность всех мер безопасности в Формуле 1. Например, шлем и гоночный костюм...

Реконструкция аварии Грожана на BahrainGP показала весь ужас произошедшего, не будь хало

Данная реконструкция аварии Ромэна Грожана на Гран-при Бахрена наглядно показывает весь ужас аварии, не будь хало. А ведь сам...

Нико Хюлькенберг о своих шансах попасть в Ред Булл

На сегодняшний момент Нико Хулькенберг реально имеет шанс попасть в Ред Булл. Нико признался, что ему ”очень жарко" от перспективы...

Дорнбос анализирует крушение Албона: «Полтора миллиона повреждений»

Александру Альбону снова пришлось нелегко во время второй свободной тренировки в Бахрейне. Британский таиландец на большой скорости врезался в...
- Реклама -

Риккардо возмущен «неуважительными» повторами аварии Грожана

Даниэль Риккардо говорит, что ему «противно», когда Формула 1 показывает повторы аварии Ромена Грожана на Гран-при Бахрейна во время...

Взрывная гонка Ромэна Грожана в Бахрейне

На первом круге гонки в Бехрейна произошла страшная авария. Ромэн Грожан резко повернул в сторону Даниила Квята, задел его...
- Реклама -

Вам также может понравитсяRELATED
Рекомендации для Вас

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru