«Сначала я часто оглядывался на Квята». Элбон рассказал Motorsport.com о работе с Toro Rosso

0

Александр Элбон был переведен в Red Bull после 12 гонок за Toro Rosso – раньше даже Ферстаппен не смог попасть из итальянской команды в австрийскую столь быстро. Незадолго до объявления о рокировке с Пьером Гасли пилот поделился с нами своими ощущениями от первой половины сезона.

Последние 18 месяцев жизни Александра Элбона – сюжет для фильма. Перед началом прошлого сезона пилот вообще был готов смириться с тем, что его карьера по сути закончена. Денег на продолжение выступлений в Формуле 2 не было, в других сериях молодого гонщика тоже особо никто не ждал.

Лишь в последний момент Элбону удалось договориться с командой DAMS об еще одном сезоне в Ф2 – да и то с условием, что контракт продлевался перед началом каждого гоночного уик-энда. Окончательно Элбон застолбил за собой место в команде только в конце июля – когда DAMS решила, что в межсезонье переведет его в Формулу E.

Подписав тот контракт, Алекс фактически признал, что дверь в Ф1 перед ним уже не откроется. Единственной более или менее реальной возможностью пробиться в чемпионат мира оставалась Toro Rosso, но к тому моменту шансы казались даже не призрачными – вообще лишь теоретическими. Даниэль Риккардо еще не ушел из Red Bull, ему еще не подобрали замену в лице Пьера Гасли…

К тому же, у Алекса были все основания полагать, что доктор Марко в любом случае ему не позвонит. Элбон вылетел из молодежной программы «Быков» еще в 2012 году после провального сезона в Еврокубке Формулы Renault 2.0…

Но серый кардинал Red Bull все-таки обратил внимание на гонщика. Благодаря сильной концовке сезона-2018 в Ф2 и, конечно, не в последнюю очередь, – дефициту кандидатов в самой Red Bull Junior Team.

Умение забывать об ошибках

Теперь Алекс признает: возможно, именно поэтому – получив шанс в последний момент – он старается просто наслаждаться Формулой 1.

«Все, через что я прошел, позволяет мне относиться к делу чуть более расслабленно, – говорит он. – Но, я думаю, от Формулы 1 в целом нужно стараться получить удовольствие. Если ты постоянно волнуешься о собственном месте здесь или думаешь о чем-то в этом духе, это просто вызывает лишний стресс и ты уже не можешь пилотировать на собственном уровне».

Сезон Элбона не был гладким: он разбил машину уже в первой тренировке в Австралии, а затем из-за еще одной аварии лишил себя возможности принять участие в квалификации в Китае. Но, по словам гонщика, это никак не сказалось на его настрое.

«Может, со стороны кому-то подобные моменты кажутся запоминающимися, но не мне, – рассказывает Алекс о собственных ошибках. – Я очень легко о них забывал. Я не чувствовал никакой вины. Мне кажется, ошибки – это нормально, особенно если ты пытаешься атаковать на пределе. Я ни о чем не жалел, у меня ни разу не было никакой негативной реакции после того, как меня развернуло за рулем машины Формулы 1 – ничего подобного.

Я бы сказал, помогло то, что я всегда находил поддержку – особенно со стороны Франца [Тоста, руководителя Toro Rosso]. Когда в Барселоне на тестах меня развернуло и после аварии в Мельбурне первое, о чем он мне говорил – не зацикливаться. Я думаю, если ты начинаешь, в следующий раз выезжая на трассу, волноваться или пытаешься пилотировать иначе, осторожнее – ты просто теряешь уверенность. Это значит, что ты в себе сомневаешься, а это – не лучший подход к гоночному уик-энду в целом или к отдельной сессии. В этом году со всеми этими разворотами и авариями, что у меня были, я справлялся без проблем. Я чувствую, что никто в команде на меня не сердится, когда у меня что-то не получается».

Руководитель Scuderia Toro Rosso Франц Тост

Руководитель Scuderia Toro Rosso Франц Тост

Фото: Andy Hone / LAT Images

Гонка в Китае – наверное, самый яркий пример того, как здорово Элбону удавалось в этом году переступать через собственные ошибки: стартовав с пит-лейна из-за аварии в третьей тренировке, к финишу он пробился в зачетную зону.

«Это была очень хорошая гонка после сложной субботы, – говорит он. – Я был очень доволен тем, как отыгрался. Да и быть признанным гонщиком дня было тоже круто.

Я доволен тем, как все прошло в начале сезона. Я все еще учусь. Думаю, из каждого гоночного уик-энда можно почерпнуть что-то полезное, что можно применить уже в следующей гонке. Плюс я понимаю машину все лучше и лучше. Мне кажется, это главный показатель – особенно в последние уик-энды я чувствовал, что намного лучше понимаю, чего хочу от машины, чтобы самому быть быстрым».

Квят как ориентир

Элбону повезло с напарником. Даниил Квят пусть и пропустил прошлый сезон, до этого провел в Ф1 четыре года – и большую часть времени выступал как раз за Toro Rosso. А потому хорошо знаком как с командой, так и с привычными для нее процедурами. Алекс признает, что в поиске настроек поначалу опирался на пример россиянина.

«Определенно, мне приходилось рассчитывать на Даню и его обратную связь, – говорит он. – Не то чтобы я постоянно смотрел ему через плечо, но мне просто нужно было быть уверенным, что я все делаю правильно. Понятно, что я знал о машине не все, что нужно. Поэтому мне приходилось изучать, как сделать ее быстрее.

Конечно, иметь опытного напарника – это хорошее подспорье. Особенно, когда можно изучить его телеметрию, узнать о его ощущениях и впечатлениях. Это очень помогает. Но с каждой новой гонкой, можно сказать, я становился все более независим в своем выборе, при поиске настроек на своей стороне гаража.

Я думаю, мы хорошо ладим. Внутри команды нет политики. Мы просто оба хотим в первую очередь добиваться лучших результатов для команды, что особенно непросто в этой плотной средней группе – так что что-то друг от друга скрывать просто нельзя. Мы хотим зарабатывать очки постоянно, а чтобы это делать, нам надо вместе помогать команде двигаться вперед. Конечно, у него больше опыта, плюс он очень быстр – так что иметь его в качестве напарника очень полезно.

Определенно, на старте сезона, во время зимних тестов, в первых гонках он направлял команду, говорил, что должна делать машина по его мнению. Пока я всему этому учился, пока понимал машину, он мог уже находить оптимальные для себя настройки».

Прогресс в последних гонках

Заключительные Гран При перед перерывом в чемпионате Алекс провел сильно. Да, на счету Квята теперь есть подиум в Хоккенхайме, но Элбон был едва ли не сильнее. Причем, не только в Германии, где долгое время шел четвертым, но и в гонках, что прошли до и после этой. В Сильверстоуне Алекс на протяжении всего уик-энда был быстрее россиянина и не набрал очки лишь из-за проблем с мотором Honda. А в Будапеште смог сберечь резину и пробился в десятку на последних кругах – пусть не в последнюю очередь благодаря грамотной тактике.

Сам Алекс считает, что теперь намного лучше готов самостоятельно настраивать машину: «Мне нужно было… Я не могу подобрать правильного слова… В общем, сначала я принимал не так много решений о настройках и о том, в каком направлении нам двигаться с машиной. Я просто не понимал ее достаточно хорошо, не знал, что нужно, чтобы сделать ее быстрее. Теперь это понимание растет.

Чем лучше ты узнаешь шины, шасси, слабые и сильные его стороны, тем легче тебе становится искать настройки для себя. Потом твоя обратная связь становится все четче, и ты уже сам понимаешь, что нужно от машины тебе самому – как в квалификациях, так и в гонках.

В начале сезона первые сессии каждого уик-энда были для меня особенно сложными – просто потому, что приходилось и учить трассы, и стараться найти скорость. Сейчас все уже происходит естественно. Я подбираюсь к оптимальному темпу раньше, особенно на трассах, которые уже знаю».

Фото: Andy Hone / LAT Images

Безусловно, полученный опыт поможет ему в Red Bull Racing. Но там Элбона ждет совершенно иной вызов: сильнейший напарник, новая обстановка, другая машина. Ему точно потребуется сохранить тот же настрой, что так помог в начале сезона в Toro Rosso – просто получать от Ф1 удовольствие, не думая о том, что может потерять место в команде. Потому что еще год назад стать пилотом Red Bull Racing он не мог даже мечтать.

«Конечно, давление присутствует всегда, – сказал Алекс, отвечая на вопрос о том, не боится ли потерять место в Toro Rosso, зная нравы боссов программы Red Bull в Ф1. – Я думаю, я бы солгал, если бы сказал, что не думаю об этом. Но такой риск есть в любой команде Формулы 1. Конечно, можно сказать, что у Red Bull особая репутация в работе с пилотами. Но, пусть это и прозвучит странно, я уже через такое проходил – так что мне не страшно.

В 2012 году меня выгнали из Red Bull Junior Team, и я знаю, каково это. Я не скажу, что меня это успокаивает или что-то в этом роде, но в любом случае, я уже проходил через подобное и знаю, как на что реагировать. Самое лучшее – это вообще об этом не думать и просто фокусироваться на пилотировании».