Кто одержал победу в гонке вооружений на Гран При Испании?

0
38

В пятницу все взоры болельщиков были прикованы к пакетам обновлений, которые все команды традиционно привезли в Барселону, где стартует европейская часть сезона. Но на базе какого коллектива на старте чемпионата потрудились лучше остальных? В обзоре пятничных сессий выясняет Бен Андерсон…

«Все команды всегда пытаются улучшить свои шасси. Каждый год перед началом европейской части сезона ходят одни и те же разговоры – это уже своеобразная традиция в Формуле 1. Но это всего лишь разговоры, а на деле мы всё увидим лишь в воскресенье. Нам просто нужно постараться извлечь максимум из своего шасси. Но я уверен, что с этой машиной мы будем способны прогрессировать на протяжении всего года».

Кими Райкконен никогда не любил рассуждать об обновлениях шасси накануне уик-энда и судить о потенциале машин по пятничным тренировкам. Но нам никуда не деться от анализа новинок команд, особенно с учетом кардинальных изменений в техническом регламенте чемпионата.

Mercedes и Ferrari выиграли по две гонки на старте сезона, при этом коллектив из Брэкли в основном показывал более предпочтительный чистый темп, что косвенно подтверждается соотношением поул-позиций 3 к 1 на первых четырех этапах чемпионата.

Именно эти две команды заявили о себе как о главных претендентах на титул, тогда как Red Bull пока уверенно держится чуть поодаль, наблюдая за перипетиями борьбы. Остальные команды идут очень плотной группой, ну а замыкают пелотон, как это ни печально, McLaren-Honda и Sauber.

Перед тем, как начать делать выводы из трех часов пятничных тренировочных заездов, давайте посмотрим на относительный темп всех десяти команд по итогам первых четырех этапов сезона.

Средний темп команд после четырех гонок чемпионата

  1. Mercedes – 100.019%
  2. Ferrari – 100.267%
  3. Red Bull – 101.442%
  4. Williams – 102.050%
  5. Renault – 102.230%
  6. Toro Rosso – 102.569%
  7. Haas – 102.570%
  8. Force India – 102.824%
  9. McLaren – 103.492%
  10. Sauber – 103.963%

Все команды так или иначе модернизировали свои шасси накануне Гран При Испании, и лидером по обновлениям, безусловно, стала чемпионская дружина – шасси W08 в Барселоне было просто не узнать, прежними остались разве что боковые понтоны и 99% площади капота двигателя…

В первых четырех гонках сезона пилоты Mercedes выглядели не лучшим образом. Несмотря на их относительные успехи, абсолютно очевидны были их проблемы с шинами Pirelli – к тому же, они все делали для того, чтобы хоть как-то компенсировать не слишком удачную вторую неделю предсезонных тестов в Барселоне, где конструкция днища доставляла им немало неприятностей. Также они вынуждены были посадить свое шасси на жесткую диету.

К настоящему времени шасси W08 изрядно похудело, сбросив несколько килограммов. К тому же, накануне Гран При Испании машине сделали ринопластику, в результате чего она обрела совершенно новый носовой обтекатель, отличительной особенностью которого стали ковшеобразные направляющие по бокам. Также изменения коснулись геометрии подвески, профиля боковых дефлекторов, днища и тормозных воздуховодов. И в довершение всего команда привезла в столицу Каталонии обновленный двигатель повышенной надежности.

А те результаты, с которыми Льюис Хэмилтон и Валттери Боттас начали уик-энд в Барселоне, лишний раз подтверждают, что все новинки коллектива сработали на ура. Во время предсезонных тестов на этом же автодроме команда Mercedes уступала Ferrari – вероятно, из-за использования более мягких составов резины при довольно прохладной погоде. Но в эту пятницу пилоты «Серебряных стрел» камня на камне не оставили от гонщиков алых машин.

Сравнение команд по чистой скорости (Soft)

  1. Mercedes – 1.20,802 (Хэмилтон)
  2. Ferrari – 1.21,112 (Райкконен)
  3. Red Bull – 1.21,438 (Ферстаппен)
  4. Renault – 1.21,687 (Хюлькенберг)
  5. Williams – 1.22,015 (Масса)
  6. Toro Rosso – 1.22,265 (Сайнс)
  7. Haas – 1.22,371 (Грожан)
  8. Force India – 1.22,520 (Окон)
  9. McLaren – 1.22,693 (Вандорн)
  10. Sauber – 1.23,082 (Эрикссон)

Опережение Хэмилтоном пилотов Ferrari на 0,3 секунды во второй тренировке можно считать важной отправной точкой в предстоящем сражении, особенно если учитывать, что в финальном сегменте квалификации, когда это более всего необходимо, в Mercedes традиционно переводят мотор в режим экстремальной эффективности, выжимая из него еще как минимум одну десятку.

Но не стоит думать, что в Ferrari ничего не делали начиная с Гран При России. В Барселону Скудерия привезла также значительно обновленное шасси SF70H, главными доминантами доработки которого стали переднее антикрыло, боковые дефлекторы, тормозные воздуховоды и новый спойлер в стиле Mercedes, который простирается далеко за область «сиденья для обезьянки» в задней части автомобиля.

При этом оба пилота Ferrari в пятницу жаловались на странное поведение шасси, а Себастьян Феттель даже заявил, что в какие-то моменты не он управлял машиной, а машина – им.

«Я недоволен, – признался Феттель, ставший четвертым во второй тренировке. – Мне трудно было найти ритм в таких непростых условиях. Сегодня не всё прошло гладко, но я не беспокоюсь, так как чувствую, что автомобиль достаточно быстр.

Я без понятия, каков истинный потенциал Mercedes. Похоже, мы будем на одном уровне. Пока что я не могу привыкнуть к этой трассе, поэтому сегодня вечером мне нужно основательно всё проанализировать.

Честно говоря, я не знаю, кто привез больше всех обновлений, да это и не так важно – главное, у кого они сработают лучше остальных. Пока что я доволен нашими новинками».

В последние годы Ferrari не демонстрировала серьезных темпов доработки шасси по ходу сезона, что, как считает Фернандо Алонсо, в определенной степени помешало ему завоевать свой третий чемпионский титул, будучи пилотом Скудерии. Но в этом году инженерам в Маранелло придется не спать ночами, если в команде хотят поддерживать темпы развития и прогресса Mercedes в борьбе за Кубок конструкторов.

Хорошие новости для Ferrari заключаются в том, что потенциал их шасси SF70H явно выше, чем показанные в пятницу секунды. Если сравнивать гипотетически лучшие круги Mercedes и Ferrari по секторам, то быстрейший круг красных – 1.20,772 – лишь одну десятку уступил лучшему кругу серебряных – 1.20,676.

Похоже, что скорость у машины Ferrari есть, но пилоты команды определенно испытывали серьезные трудности со стабильностью прохождения кругов во время дневной тренировки по сравнению со своими главными соперниками.

Напарник Феттеля по команде Кими Райкконен также провел не лучшую пятницу – финн постоянно страдал от порывов ветра, которые доставили массу неприятностей всем без исключения гонщикам.

«Сегодняшний день оказался очень трудным, – признался Кими. – Все столкнулись со сложными условиями, особенно под конец.

Вообще, это нормальная ситуация, когда в дни Гран При трасса становится более скользкой и трудной по сравнению с предсезонными тестами. Да, было непросто, но мы многое проверили – посмотрим, к какому результату это приведет завтра».

После пятничных заездов появилось предположение о том, что в преддверии этапа в Барселоне дислокация сил соперников в борьбе за чемпионство изменилась на обратную – к примеру, еще две недели назад в Сочи пилоты Mercedes страдали от невозможности выводить и удерживать шины Ultrasoft в рабочее температурное окно, тогда как в Ferrari располагали гораздо более гибким диапазоном сцепления шин с дорожным полотном.

Что касается отработки длинных отрезков во время пятничных тренировок в Испании, у Mercedes было явное преимущество…

Сравнение команд на длинных отрезках (Soft)

  1. Mercedes (Хэмилтон) – 1.26,328 (13 кругов)
  2. Ferrari (Феттель) – 1.26,665 (4 круга)
  3. Williams (Масса) – 1.26,864 (6 кругов)
  4. Red Bull (Риккардо) – 1.27,181 (6 кругов)
  5. Renault (Хюлькенберг) – 1.27,264 (8 кругов)
  6. Toro Rosso (Сайнс) – 1.27,472 (12 кругов)
  7. Force India (Окон) – 1.27,966 (12 кругов)
  8. McLaren (Вандорн) – 1.28,234 (13 кругов)
  9. Sauber (Эрикссон) – 1.28,961 (15 кругов)
  10. Haas (Грожан) – 1.29,088 (7 кругов)

Сравнение команд на длинных отрезках (Medium)

  1. Mercedes (Боттас) – 1.26,638 (2 круга)
  2. Ferrari (Феттель) – 1.27,500 (7 кругов)
  3. Red Bull (Риккардо) – 1.28,107 (6 кругов)
  4. Williams (Масса) – 1.28,209 (10 кругов)
  5. Toro Rosso (Сайнс) – 1.28,492 (4 круга)
  6. Renault (Хюлькенберг) – 1.28,528 (10 кругов)
  7. Force India (Окон) – 1.28,612 (4 круга)
  8. Haas (Грожан) – 1.28,640 (2 круга)
  9. McLaren (Вандорн) – 1.29,147 (4 круга)
  10. Sauber (Верляйн) – 1.29,803 (8 кругов)

Райкконен проехал весьма слабый отрезок на шинах Soft со средним темпом, уступающим Фелипе Массе, Даниэлю Риккардо и Нико Хюлькенбергу, хотя количество его кругов было более внушительным – 12.

Что касается темпа Феттеля, то он оказался искусственно завышен из-за меньшего количества кругов и проезда одного дополнительного круга с практически пустыми баками.

Темп Риккардо осторожно намекнул на то, что в Испании Red Bull ближе подобралась к Ferrari, главным образом за счет доработки шасси RB13, включающей в себя измененные боковые дефлекторы и геометрию передней подвески. И все же пока больше верится в то, что Скудерия просто провела не самый удачный день, и, вероятно, прав был Хэмилтон, предположивший, что Mercedes и Ferrari сделали сопоставимые шаги в плане обновления шасси перед испанских этапом.

«Мы определенно сделали шаг вперед, – заявил британец в пятницу вечером. – Все команды приложили серьезные усилия, чтобы привезти сюда новинки.

Мы проделали отличную работу и явно стали сильнее. Сейчас, похоже, между нами и Ferrari где-то одна десятая секунды, так что, можно сказать, мы добились одинакового прогресса».

Разумеется, как и всегда, всё расставит по местам субботняя квалификация, когда двигатели Mercedes и Ferrari будут выведены в предельно возможные режимы, а в баках их шасси будут плескаться жалкие капли топлива.

И все же есть впечатление, что Red Bull действительно немного приблизилась к лидерам на трассе, где год назад Макс Ферстаппен одержал свою первую и пока единственную победу в Формуле 1.

Но даже если собрать лучшие сектора Ферстаппена и Риккардо в Барселоне воедино, отставание от Ferrari составит добрых полсекунды, а от Mercedes – еще на десятку больше. Не стоит забывать, что на этой трассе мощность двигателя играет важную роль, а Renault пока не спешит с обновлениями своей силовой установки.

Сравнение команд по чистой скорости по результатам второй тренировки

  1. Mercedes – 100.000%
  2. Ferrari – 100.384%
  3. Red Bull – 100.787%
  4. Renault – 101.095%
  5. Williams – 101.501%
  6. Toro Rosso – 101.811%
  7. Haas – 101.942%
  8. Force India – 102.126%
  9. McLaren – 102.340%
  10. Sauber – 102.822%

Команда Williams, судя по всему, сделала небольшой шаг назад, несмотря на обновления шасси FW40, но прибавка в мощности в субботу должна позволить Фелипе Массе возобновить свою ставшую уже традиционной борьбу за седьмую строчку в пелотоне с Нико Хюлькенбергом на Renault.

Что касается французской команды, то в Барселону она, как и многие, привезла новые боковые дефлекторы, однако темп на длинных отрезках говорит о том, что в гоночном режиме у черно-желтых бэтмобилей по-прежнему есть серьезные проблемы.

Команда Toro Rosso привезла, пожалуй, самый весомый пакет обновлений среди коллективов из середины пелотона, включающий измененное переднее антикрыло, боковые дефлекторы и днище. К тому же, на STR12 впервые в этом сезоне появилось запрещенное со следующего года Т-образное крыло. Воистину, запретный плод сладок…

 © autosport.com

© autosport.com

 

Первые четыре этапа машина команды прошла практически без обновлений, и в Барселоне, где очень важна аэродинамика, коллектив из Фаэнцы установил массу новинок.

«Мы выработали определенное направление разработки шасси, и сейчас самое время применить наши идеи на практике, – сказал технический директор Toro Rosso Джеймс Ки. – Карлос остался очень доволен новинками, которые позволили ему нарастить темп на длинных отрезках».

Что касается McLaren и Sauber, обе команды немного приблизились к середине пелотона, тогда как Force India по-прежнему продолжает экспериментировать с сочетанием старых и новых деталей шасси, чтобы обнаружить корреляцию данных с информацией, полученной в аэродинамической трубе Toyota в Кёльне, и вылечить, наконец, болезни задней части автомобиля, мешающие команде прогрессировать с зимы.

В Haas в пятницу вынуждены были признать, что машина без обновлений, которой управлял Ромен Грожан, оказалась быстрее шасси Кевина Магнуссена с установленными новинками. Так что до субботы, когда на обе машины будет установлено новое днище, сказать что-то будет очень сложно.

По итогам пятницы можно открыто заявить, что по крайней мере в визуальной гонке вооружений в Барселоне Mercedes оказалась впереди. Но пока коллектив из Брэкли не переиграл своих главных оппонентов из Маранелло в субботу и воскресенье, говорить о выигранном сражении новинок рано.

Для интриги в чемпионате будет лучше, если две команды так и будут до конца сезона идти ноздря в ноздрю…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько