ГП Канады: Пресс-конференция в пятницу

0

Участники: Дейв Гринвуд (Marussia), Падди Лоу (Mercedes), Джампаоло Далл’Ара (Sauber), Пэт Фрай (Ferrari), Эндрю Грин (Force India).





Вопрос: Дейв, в Монако Marussia впервые заработала очки – полагаю, это воодушевило команду. Какой была реакция, как вы добились такого результата?

Дейв Гринвуд: В тот воскресный вечер вся команда была очень рада результату. Если говорить о том, как мы его добились – собственно, ещё в Барселону мы привезли некоторые новинки, но по ходу уик-энда не смогли добиться от них ожидаемой эффективности. К счастью, сразу после Гран При прошли двухдневные тесты, у нас было достаточно комплектов шин, и уже в первый день команда продемонстрировала отличный темп. С этими новинками баланс машины заметно улучшился, Макс Чилтон остался очень доволен.

Это были лишь тесты, но мы поставили шины SuperSoft и неожиданно оказались на первой строчке, что для нас непривычно. Команда была очень рада, Макс отлично поработал с модификациями, а на следующий день Жюль Бьянки закрепил прогресс.

В Монако мы отправились с воодушевлением, однако нас не покидала мысль: «Да, новые детали отлично сработали в Барселоне, но здесь совсем иная трасса». Мы не то чтобы нервничали, скорее, старались удостовериться, что движемся в правильном направлении. Свободные заезды прошли хорошо, команда осталась довольна и балансом, и результатами. Мы оказались в хвосте средней группы пелотона, ничуть не выше, однако это именно те позиции, на которых нам следует быть в случае непредсказуемой гонки – а именно такая получилась в воскресенье. Все это позволило нам оказаться в нужном месте и воспользоваться шансом.

Вопрос: По силам ли команде повторить такой результат, и как вы намерены прогрессировать дальше?

Дейв Гринвуд: С точки зрения чистой скорости повторить результат в этот уик-энд вряд ли получится – для этого нужно везение. Соперники, претендующие на восьмое, девятое, десятое места, очень сильны, для борьбы с ними нужен по-настоящему хороший темп. В Монако нам помогло то, что для атаки там нужна серьезная разница в скорости, а здесь всё иначе. В остальном, нужно просто прогрессировать и внедрять новинки. Сюда мы тоже привезли некоторые новые решения – посмотрим, как всё сложится.

Вопрос: Спасибо! Джампаоло, не могли бы вы с позиции инженера пояснить, почему первые шесть этапов сложились для Sauber столь неудачно?

Джампаоло Далл’Ара: Начало сезона получилось очень непростым. При глобальных переменах в регламенте зимняя подготовка прошла не без сложностей, и для нас было серьезным ударом, что скорость оказалась далека от ожидаемой. Мы выявляли причины, одни устранялись немедленно, но другие требовали времени, поэтому мы по-прежнему сильно отстаем от графика. В первых гонках возникли проблемы с надежностью, случались аварии, но если говорить честно, мы никогда всерьез не претендовали на очки.

В Барселоне мы представили обновленный аэродинамический обвес, завершили обширную программу по снижению массы машины. В силу определенных причин, о которых мне не хотелось бы говорить, C33 изначально получилась более тяжелой, чем планировалось, и нам пришлось решать ещё и эту задачу. Кроме того, мы активно взаимодействовали с поставщиками из Ferrari, чтобы добиться максимальной эффективности от силовой установки. В этом направлении тоже есть прогресс, но пока результаты неутешительны, нам хотелось бы большего, чтобы бороться в середине пелотона и регулярно зарабатывать очки.

В Барселоне мы оказались чуть ближе, но возникли проблемы с обновленным аэродинамическим обвесом. Они привели к нестабильному поведению машины, с которым гонщики не могли справиться, и далеко не все моменты можно было решить по ходу уик-энда. Да, мы финишировали двумя машинами, но далеко от призовой десятки.

К счастью, в Монако негативные факторы были устранены – помогли и тесты, прошедшие между этапами. Мы квалифицировались не лучшим образом, но не только из-за нехватки скорости: помешало неудачное стечение обстоятельств. Пришлось начинать гонку с последних рядов, однако по ходу дистанции мы соперничали с довольно сильными командами. К сожалению, из-за аварий ни одной из машин не удалось финишировать, нам подобная ситуация обходится слишком дорого, но не стоит на ней концентрироваться. Мы постепенно прогрессируем и сохраняем оптимизм. Команда от гонки к гонке движется вперед, и в какой-то момент мы непременно вернемся в борьбу.

Вопрос: Пэт, много говорят о новом аэродинамическом обвесе Ferrari, вчера Фернандо Алонсо заявил, что некоторые новинки вы оцените в пятницу. Что вы тестировали, и каков результат?

Пэт Фрай: Мы подготовили немало аэродинамических новинок, доработали систему управления, чтобы повысить надёжность и добиться большей мощности от силовой установки, но пока рано судить об эффекте. Одни решения сразу выглядят неплохо, другие требуют большего внимания. Новинок много, ведь мы должны совершенствовать машину настолько быстро, насколько возможно.

Вопрос: Полагаю, основной вопрос, можно ли догнать Mercedes?

Пэт Фрай: Это очень непростая задача, но мы должны пытаться. Отставание велико, нам остается лишь выкладываться по максимуму и прогрессировать.

Вопрос: Энди, а Force India по силам догнать Ferrari? Позади треть сезона, между командами всего одиннадцать очков…

Эндрю Грин: Не думаю, что мы можем рассчитывать на соперничество с Ferrari – у нас своя борьба с McLaren и Williams за четвертое место в зачете Кубка Конструкторов. Команды, что впереди нас, располагают гигантским бюджетом, нам не по силам конкурировать с ними. Мы пытаемся оказывать прессинг, если они оступаются, мы оказываемся рядом, но не скажу, что мы выступаем в одной лиге.

Вопрос: Расскажите о пятничных тренировках. Что вам удалось выяснить о поведении шин на этой трассе, особенно если учесть, что погода сегодня намного прохладнее той, что ожидается в субботу и воскресенье?

Эндрю Грин: В Монреале уникальный асфальт, он оставляет немало вопросов при выборе настроек. Мы в Force India всегда стараемся добиться максимальной эффективности в гонке подчас в ущерб скорости в квалификации, потому и сегодня будем анализировать данные и принимать решение. Кроме того, нужно учитывать, что в следующие два дня погода будет теплее – в общем, в ближайшие несколько часов предстоит сделать непростой выбор.

Вопрос: Падди, пока у Mercedes непрерывная серия побед и поулов, в пятницу обе машины вновь были очень быстры. Есть какие-либо области, в которых соперники смогли сократить отставание?

Падди Лоу: Мы рассматриваем каждую гонку в отдельности. Разные трассы – разные вызовы, канадская беспощадна к тормозам и сложна с точки зрения расхода топлива. Уверен, все поймут это в воскресенье. Да, сейчас у нас фантастическая серия, но мы должны работать на пределе, ведь соперники сильны, они готовы воспользоваться любой нашей оплошностью. Этого нельзя допустить.

Вопрос: Вы упомянули тормоза. В Монреале стабильность на торможении – один из ключевых факторов, а система brake-by-wire все еще остается новинкой для Формулы 1. Как нужно настраивать машину на подобную конфигурацию?

Падди Лоу: Система brake-by-wire во многом облегчает задачу, поскольку с ней у нас есть возможность контролировать баланс тормозов, чего не было ранее. В этом плане сложностей стало меньше.

Вопросы с мест

Вопрос: (Кейт Уолкер – crash.net) Мы слышали об идее отказа от первой пятничной тренировки ради экономии средств. Как это скажется на технической подготовке?

Дейв Гринвуд: Все нововведения поначалу воспринимаются с мыслью: «Как мы будем с этим справляться?» Затем вы предлагаете иные подходы и меняете программу. Уверен, через несколько гонок мы забудем о том, как работали раньше, мы умеем адаптироваться, потому и выступаем в Формуле 1.

Эндрю Грин: С точки зрения Force India здесь нет никакой экономии. Мы использовали первую тренировку, чтобы привлечь к работе молодых гонщиков, это было одной из статей дохода. Потеря этих средств, в свою очередь, скажется на наших технических возможностях – не думаю, что здесь можно говорить о положительном финансовом эффекте. Согласен, команды смогут адаптироваться: мы уместим программу, которая раньше была рассчитана на две сессии, в одну, в этом нет особых сложностей.

Джампаоло Далл’Ара: Не могу судить об экономии – это не в моей компетенции, но для команд вроде нашей время работы на трассе крайне важно, поскольку у нас меньше возможностей применять различные технологии симуляции. Если идея будет одобрена, нам придется адаптироваться и, как уже было сказано, умещать все в одну сессию, оставляя прочие вопросы в стороне.

Падди Лоу: Смысл в том, чтобы уменьшить нагрузку на машины по ходу уик-энда и сократить потребление деталей – особенно силовых установок, которые являются одной из существенных статей расходов для всех и значительным бременем для небольших команд. Такова концепция, но ей нужно придать завершенность – на это у нас есть месяц. Основная идея – сэкономить средства, но если команды считают, что экономии здесь нет, предложения можно пересмотреть.

Пэт Фрай: С технической точки зрения нужно понять, как выстроить работу. Нужно лучше готовиться на базе, поскольку на трассе будет на одну сессию меньше. Как правило, в первой тренировке мы тестируем новинки, во второй проверяем шины. Нужно придумать, как их совмещать. Несколько лет назад запретили Warm-up, машины стали помещать в закрытый парк, и тогда тоже первое время многие восклицали: «Мы никогда к этому не привыкнем!» Но сейчас у нас есть возможность выспаться субботней ночью вместо того, чтобы работать сутки напролет. Нужно адаптироваться, чуть лучше готовиться на базе и в большей степени доверять результатам испытаний в аэродинамической трубе и на симуляторе.

Вопрос: (Дитер Ренкен – Racing Lines) Вопрос для Падди, но если кто-то пожелает высказаться – пожалуйста. Падди, если взглянуть на правила, ограничивающие количество силовых установок, комплектов шин, тестов, можно прийти к выводу, что стоимость участия в гонках более-менее одинакова для любой команды, будь то Marussia, Ferrari, Force India или Mercedes. Но если взглянуть на отчеты аудиторских компаний, можно увидеть, что расходы Mercedes в три раза превышают бюджет Force India. Все это наталкивает на мысль, что вы тратите в два раза больше средств на доработку, тогда как у соперников таких возможностей нет, вместо того чтобы просто построить две машины и выступать с ними весь сезон. По-вашему, эта бизнес-модель жизнеспособна в 21-м веке?

Падди Лоу: Не думаю, что сейчас она менее жизнеспособна, чем ранее. В Формуле 1 всегда была разница между командами с разным бюджетом. Участники сами должны управлять своим бизнесом: если вы можете генерировать доходы, вам и решать, как их тратить. Не вижу в этом какой-то проблемы, так было всегда.

Эндрю Грин: Падди, ты отметил важный факт, все об этом знают, но, например, мы выступаем с минимальным бюджетом и стараемся дорабатывать машину в рамках доступных средств. И мы видим, что другие команды могут позволить себе тратить гораздо больше денег на доработку, хотя нас это, впрочем, не особо беспокоит. Мы делаем все возможное в рамках имеющихся ресурсов, а финансы соперников нас не касаются.

Вопрос: (Мэттью Уолсерт – Bleacher Report) Пэт, вчера Фернандо Алонсо сказал, что у Марко Маттиаччи корректное видение ситуации и очень обстоятельный подход. Вы работаете с Марко уже два месяца – что можете сказать о его подходе? Какие из предпринятых им изменений себя оправдали?

Пэт Фрай: Иногда полезно оценить обстановку «с чистого листа» и увидеть, что работает, а что нет. В случае с инженерными вопросами иногда так углубляешься в нюансы, что не замечаешь очевидных вещей – в такой ситуации свежий взгляд помогает понять, за счет чего можно прибавить. У нас масса возможностей для движения вперед, мы стараемся их использовать, решаем проблемы и прогрессируем.

Вопрос: (Иан Паркес – Press Association) Падди, когда оба ваших гонщика сражаются за титул, насколько сложно вам убедиться в том, что они получают одинаковую технику, что все процедуры по ходу уик-энда соблюдаются согласно плану, что нет никакого неравенства?

Падди Лоу: Вы правы, мы испытываем серьезный прессинг, стараясь сделать так, чтобы у наших гонщиков были абсолютно равные возможности, и они могли соперничать исключительно на трассе, но пока команда с этой задачей справляется. Машины идентичны, каждый гонщик имеет в своем распоряжении одни и те же инструменты, у них равное время на работу с W05. Это сложный процесс, поскольку постоянно обнаруживаются небольшие факторы, которые ранее не воспринимались как нечто, способное обеспечить разницу, но мы решаем такие вопросы и пока добиваемся неплохих результатов.