Стефанович: В Формуле 1 есть место для моей команды

0
33

Недавно Зоран Стефанович отозвал заявку на участие в Формуле 1 в 2015 году. Однако, по словам сербского бизнесмена, это вовсе не значит, что он отказался от планов участия в чемпионате…



Вопрос: Когда вы увлеклись Формулой 1?

Зоран Стефанович: Я был очень молод, когда впервые открыл для себя Формулу 1. Это было в 1967 году, и тогда я понял, насколько технически совершенны эти машины. С тех пор я постоянно смотрю Гран При.

Вопрос: Вы несколько раз пытались вывести на старт собственную команду. Почему не удалось этого сделать?

Зоран Стефанович: В проекте не всегда участвовали люди, хорошо знающие, что представляет собой Формула 1. Затем мы изменили подход и в 2010 году предприняли по-настоящему серьезную попытку.

Вопрос: Вы даже достигли соглашения с Toyota о покупке шасси TF110. Вы смогли бы выступать на конкурентоспособном уровне?

Зоран Стефанович: Да, я был абсолютно уверен в том, что этой машине суждено выступать в Формуле 1 под именем Stefan GP. Проект был на самом высоком уровне, у меня нет сомнений в том, что машина была бы конкурентоспособной. В этом и состояла истинная причина, почему некоторые команды заблокировали наше появление в качестве 14 участника чемпионата, а затем и после провала проекта USF1.

Вопрос: Критики говорят, что у вас недостаточно средств для этого проекта…

Зоран Стефанович: Если бы я прислушивался ко всей критике, которую слышал в свой адрес на протяжении жизни, то никогда бы не вышел из дома. У некоторых людей много свободного времени, которое они тратят на то, чтобы говорить о других, но часто критика не имеет под собой фактов.

Вопрос: Это правда, что вы подавали заявку на участие в Формуле 1 в 2015 году?

Зоран Стефанович: Да, нам было очень интересно. Однако мы отозвали предложение более месяца назад.

Вопрос: В прессе в основном говорят о проектах Haas Racing и Колина Коллеса…

Зоран Стефанович: Мы считаем, что все должны быть в равных условиях. Мы вели переговоры с несколькими поставщиками двигателей, у нас были основания полагать, что несколько лет назад были достигнуты договоренности о том, что каждый производитель готов поставлять свои силовые установки одинаковому числу клиентов. Мы считали, что с возвращением Honda подписать контракт станет еще проще, но так и не удалось договориться. В итоге заявку пришлось отозвать.

Должен сказать, что у поставщиков двигателей было моральное обязательство обеспечить новую команду силовыми установками, но в декабре 2013 года многих удивил наш запрос. Более того, сложилось впечатление, что к нам не относятся, как к равным партнерам. Тем не менее, у нас есть будущее в Формуле 1, и мы решим вопрос с двигателем, но не намерены говорить об этом до тех пор, пока не получим право выйти на старт.

Вопрос: Как вы можете прокомментировать слухи о переговорах с Marussia о покупке команды?

Зоран Стефанович: Не секрет, что на протяжении нескольких лет я вел переговоры с несколькими командами, но не думаю, что стоит вдаваться в подробности и называть их.

Вопрос: В чемпионате есть несколько команд, испытывающих финансовые сложности. Среди них и Marussia. Именно поэтому выбор пал на эту команду?

Зоран Стефанович: Наш интерес был основан не только на финансовом состоянии команды или ее организационной структуре, мы учитывали множество других факторов, начиная от совместимости с нашими идеями и целями программы.

Вопрос: Что движет вашим желанием попасть в Формулу 1?

Зоран Стефанович: Страсть!

Вопрос: Если вы дебютируете в Формуле 1, база будет расположена в Сербии или в Великобритании?

Зоран Стефанович: У нас нет планов по созданию базы в Сербии, однако если мы договоримся с одной из действующих команд, то какую-то часть работы можно делать и у нас. На самом деле, можно построить базу и в Сербии, где можно наладить производство такого же высокого уровня, как и в любой другой части Европы. Если я не ошибаюсь, то Сербия стала четвертой страной в мире, спроектировавшей и построившей собственный самолет. Это было более ста лет назад, и с тех пор страна только развивалась.

Вопрос: Что вы думаете об ограничении бюджетов в Формуле 1?

Зоран Стефанович: Расходы должны быть ограничены. Не нужно тратить миллиарды, чтобы выступать на конкурентоспособном уровне. Многие не отличат носовой обтекатель одной формы от другой – им все равно. От сокращения бюджетов гонки не станут менее интересными. Формула 1 – это спорт, в котором присутствует элемент шоу, и об этом нельзя забывать, иначе всё сведется к тому, что сотни инженеров и техников будут работать над элементом переднего антикрыла, который позволит отыграть тысячную долю секунды. Однако подобные усилия инженеров практически никого не интересуют.

Вопрос: Каким должен быть годовой бюджет команды Формулы 1?

Зоран Стефанович: Сейчас я не готов обсуждать размер бюджета – это щекотливая тема.

Вопрос: Вы бы предпочли сами создавать машину или купить её у одной из команд?

Зоран Стефанович: Единственный способ попасть в Формулу 1 – построить собственную машину. Формула 1 – не чемпионат клиентов. Если команды начнут покупать машины у соперников, Формула 1 потеряет привлекательность в глазах общественности.

Вопрос: Что вы думаете о новых силовых установках?

Зоран Стефанович: Я бы предпочел более громкие двигатели и другую форму носовых обтекателей.

Вопрос: Вам нравится идея лимита расхода топлива в гонке?

Зоран Стефанович: Нет.

Вопрос: Тихие двигатели стали проблемой, из-за которой чемпионат может лишиться части зрителей?

Зоран Стефанович: Конечно! Тихие машины не так привлекательны.

Вопрос: Как давно вы знакомы с Берни Экклстоуном?

Зоран Стефанович: Я знаю Берни почти 30 лет, но не могу сказать, что у нас близкие отношения. Я считаю его одним из выдающих людей в мире, и так думаю не только я. Я испытываю к нему огромное уважение за то, что он сделал с Формулой 1. Не думаю, что кому-то другому это было бы по силам.

Чтобы пояснить свое мнение, расскажу одну историю. У меня никогда не было кумира в гонках, я ни у кого не брал автографы, однако среди документов, которые я всегда ношу с собой, есть одна фотография: Берни на стартовой решетке рядом со своей машиной Brabham-BMW в окружении Нельсона Пике и Гордона Марри. Думаю, этот факт красноречиво говорит о моем отношении к Берни.

Вопрос: Что вы думаете о Жане Тодте?

Зоран Стефанович: Я уважаю его за раллийные успехи. Чем бы он ни занимался, он всегда добивался успеха. Я рад, что несколько лет назад в Белграде мне представилась возможность познакомиться с ним.

Вопрос: Если бы ваша команда дебютировала в Формуле 1, вы бы пригласили Рубенса Баррикелло?

Зоран Стефанович: У меня отличное мнение о Рубенсе – возраст не повлиял на его скорость.

Вопрос: Иными словами, вы бы предложили ему контракт?

Зоран Стефанович: Я уже 30 лет контактирую с Формулой 1, так что знаю многих из этого мира. Если у меня нет на кого-то прямого выхода, то я могу это сделать через близких друзей. Мне нужны были хорошие гонщики, и я знал, что Рубенс искал возможность вернуться в Формулу 1. Думаю, я бы смог найти ему место, если бы он захотел выступать за нас. Посмотрим.

Вопрос: Вы хотите добавить что-то еще?

Зоран Стефанович: Да. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом, однако это вовсе не значит, что я стремлюсь любой ценой попасть в Формулу 1. Тем не менее, я искренне считаю, что в Формуле 1 есть место для моей команды.